Прощание с Венгрией


Газпромбанк купил 51% акций Altalanos ErtekForgalmi Bank (АЕВ) во время приватизации банка в 1996 г. Но в течение 2000 г. пакет Газпромбанка в АЕВ сократился до 25,5%: по 8,5% акций было продано гендиректору AEB и давнему другу семьи Вяхиревых Михаилу Рахимкулову и венгерскому предпринимателю Габопу Петре.

В сентябре 2002 г. Газпромбанк решил восстановить контроль над венгерским банком. Но вскоре Юрий Львов покинул пост президента Газпромбанка, а его преемник Андрей Акимов вернулся к этому вопросу лишь осенью 2003 г. В банке свой интерес к Венгрии объясняли грядущим вступлением этой страны в ЕС. Кроме того, AEB уже приобрел известность на европейском рынке в качестве партнера “Газпрома”.

Тогда же увеличить свой пакет до 46% собрался и Рахимкулов. Он заявил, что поддерживает стремление “Газпрома” увеличить свою долю. Однако, чтобы компания эффективно работала, в ней должно быть несколько крупных акционеров, а не один, считает Рахимкулов. Сам он сейчас контролирует 74,5% акций венгерского банка.

Теперь Газпромбанк выставил свой пакет на продажу, оценив его в $80 млн. В отчетности банка по МСФО за девять месяцев 2004 г. говорится, что для продажи потребуется одобрение совета директоров Газпромбанка и венгерского надзорного органа. Газпромбанк намерен расстаться с принадлежащими ему акциями к ноябрю текущего года.

Сейчас акции АЕВ на балансе Газпромбанка значатся как “активы для продажи” и оцениваются в $98,3 млн. На начало 2003 г. они учитывались в $65,7 млн руб. В Газпромбанке и у Рахимкулова получить комментарии не удалось.

В Восточной Европе банки не очень прибыльны, поэтому запрашиваемая Газпромбанком цена за свой пакет вполне реалистична, считает начальник отдела денежного обращения Института открытой экономики Виктор Шпрингель. А аналитик Standard & Poor’s Ирина Пенкина отмечает, что пока нет ясности относительно того, какой бизнес “Газпрома” продолжит обслуживать венгерский банк.

Тем не менее найти покупателя будет несложно, считают эксперты. Блокпакет AЕB может быть интересен консервативным инвесторам, которые со временем могли бы увеличить свою долю. Таким же образом сейчас Внешторгбанк входит в капитал питерского Промышленно-строительного банка, отмечает Пенкина. А Шпрингель считает, что покупателем станет инвестор с Востока. “Западные игроки рынок Восточной Европы уже поделили. Такой актив может заинтересовать либо азиатских финансистов, например из Китая, либо из стран СНГ, например с Украины”, – говорит Шпрингель.