Увидеть Большой


Катя Медведева – самый известный мастер русской наивной живописи. Картины этой художницы-самоучки, живущей в рязанской деревне, вот уже лет 25 охотно выставляют на выставках и коллекционируют. В них есть главное качество непрофессионала – незамутненная непосредственность. Балет Медведеву волнует давно, и с каждым годом она пишет его все ярче и праздничней. Достигается эта праздничность самым простым способом – нагнетанием красот.

Обилие блесток и светящихся красок в ее новой серии про Большой театр превышает все дозволенные нормы вкусовых приличий. Но волшебным образом получается так, что чем больше светящегося, розового и голубого, чем сильнее балерины похожи на ангелов с иконных клейм, тем сильнее впечатление от Катиных холстов, заражающих публику авторским восторгом перед парящими над сценой сильфидами и большеглазыми маленькими лебедями. Балет Большого театра у Кати Медведевой абсолютно неземной и совершенно бестелесный.

Фотографии Саши Мановцевой, которая на полжизни моложе Медведевой и работает в рекламе как крепкий профессионал, должны были стать жестким фотоответом на балетные нежности наивной живописи. Задачей Мановцевой было снять закулисье Большого, показать пот и прозу театральной жизни. На снимках это закулисье выглядит как таинственное зазеркалье, где обычные люди живут вместе с балетными пришельцами, не замечая границы условности и реальности. Так что никакого разоблачения театральной магии не получилось. Закулисный быт оказался фантастичнее сценической иллюзии.

Среди 50 выставленных фотографий Мановцевой есть достаточно стандартный набор балетных фотобанальностей: грациозные лебединые спины кордебалета и стройные торсы солистов, снятые в манере классических фотографий моды, выразительные лица артистов, скульптурные ноги-руки и роскошные балетные пачки – мечта девочек. Есть и крупно, с отлаженным контрастом света и тени, снятые детали: мешки крючков и бусинок, складированные пуанты, костюмы, захламленные реквизитом цеха и гримерки. Все эти снимки могли бы стать высококлассной рекламой театра и украшать какой-нибудь роскошный буклет или афиши. Но самое ценное, что смогла увидеть Саша Мановцева в своей закулисной экскурсии, – это стойкость театральной магии, которая за сценой не заканчивается.

Образ Большого театра, который сложился на выставке в “М’АРСе”, оказался образом действительно большого театра, великой иллюзии, которая живет уже не одну сотню лет независимо от смен руководства, интриг кордебалета, скандалов с солистками, статуса режимного объекта и озабоченности сохранением звания нашей национальной гордости.

Выставка продлится до 30 марта.