“Волготанкер” отбивается


В августе 2004 г. прокуратура Самарской области обвинила “Волготанкер” в уклонении от уплаты налогов в 2002–2004 гг. на 300 млн руб. А в феврале 2005 г. прокуратура предъявила обвинения шести руководителям пароходства в мошенничестве и отмывании доходов. Это заместитель генерального директора пароходства Евгений Артюхов, менеджер управляющей компании “Волготанкер АМС” Юрий Исайчев, председатель совета директоров “Волготанкера” Александр Александрович, исполнительный директор Андрей Азаров, главный бухгалтер Любовь Базильская и управляющий директор “Башволготанкера” Владимир Коряков. Артюхову и Исайчеву обвинения были предъявлены лично. Оставшиеся были объявлены в федеральный и международный розыск, а прокуратура обратилась в районный суд Самарской области за санкциями на арест оставшейся четверки. Суд в санкциях отказал. И после этой победы, как стало известно “Ведомостям”, со встречными исками к прокуратуре обратились уже адвокаты топ-менеджеров “Волготанкера” Александровича и Азарова.

Оба адвоката – Николай Ведищев и Федор Карманов сказали “Ведомостям”, что в суде они потребовали двух вещей. Первое – признать незаконным само постановление о привлечении менеджеров в качестве обвиняемых. Второе – признать незаконным объявление в розыск. Суд согласился с адвокатами только по последнему требованию. По ведомственной инструкции МВД розыск может быть объявлен только после того, как суд санкционирует заключение под стражу, поясняет Ведищев. Александровича и Азарова, по его словам, объявили в международный розыск 21 февраля, а запрос прокуратуры по поводу санкции на арест рассматривался в том же Самарском районном суде лишь 3 марта.

Азаров и Александрович, по словам представителей “Волготанкера”, сейчас находятся в Лондоне на переговорах с кредиторами. В августе 2004 г. параллельно с уголовным делом начались проверки “Волготанкера” самарскими налоговиками. Проверив отчетность за 2001 г., в декабре они вынесли решение о незаконности возврата “Волготанкеру” НДС. Общая сумма претензий (с учетом пеней и штрафов) составила 715 млн руб. В качестве обеспечительной меры налоговики добились ареста имущества и счетов пароходства, и в начале февраля “Волготанкер” объявил о возможности дефолта по CLN на $120 млн. “Менеджеры вернутся, когда вопрос о дефолте будет снят”, – говорит вице-президент “Волготанкера” Андрей Клейменов. С Азаровым вчера связаться не удалось, а Александрович еще на прошлой неделе пообещал, что обязательно вернется, “но это вопрос времени”. На вчерашнюю победу своих адвокатов он отреагировал спокойно: “Я сейчас больше озабочен подготовкой к навигации и обеспечением работы флота, нежели праздными вопросами придуманного уголовного дела”.

Прокуратура может обжаловать решение суда в течение 10 дней, говорит адвокат Карманов. До этих пор постановление остается в силе. Представители прокуратуры дать комментарии отказались. Впрочем, как стало известно “Ведомостям”, в вопросе о санкции на арест прокуратура не уступила. Накануне в отделе по особо важным делам “Ведомостям” сообщили, что решения Самарского райсуда об отказе в санкции на арест всех четырех менеджеров обжалованы в областном суде.

Председатель коллегии адвокатов “Самара-адвокат” Александр Паулов уверен, что прокуратура обжалует и вчерашнее решение районного суда. В сложившейся ситуации прокуратуре ничего другого не остается, считает юрист. Без санкции на арест розыск позволяет лишь задержать обвиняемых на короткий срок (в России – 48 часов), и, если это произойдет за границей, произвести с ними какие-либо следственные действия вряд ли удастся. Впрочем, Паулов считает, что дело “Волготанкера” больше политическое, а в таких случаях, как показывает пример “ЮКОСа”, следствию удается добиться своего.

Согласен с Пауловым и Альберт Еганян из Vegas Leх. По мнению юриста, прокуратура не только обратится в областной суд, но и, скорее всего, добьется пересмотра решения райсуда. Аналогичный случай в 2003 г. произошел с одним из менеджеров управляющей компании “ЮКОС-ЭК” Рамилем Бургановым, вспоминает Еганян. Бурганов в международном розыске с января 2002 г., он обвиняется в краже принадлежащих государству акций Восточной нефтяной компании. В мае 2003 г. адвокаты Бурганова добились в Бабушкинском суде Москвы решения о незаконности возбуждения уголовного дела и объявления Бурганова в розыск, но буквально через месяц решение Бабушкинского суда отменил Московский городской суд, и Бурганов снова оказался в розыске. “Исходя из моей практики, скорее всего, события будут развиваться по сценарию “Томскнефти”, – считает Еганян. И в среднем на обжалование таких решений как раз уходит месяц.