Дело “ЮКОСа” по-испански


Министерство внутренних дел Испании сообщило в субботу, что в рамках крупнейшей в истории страны операции по борьбе с отмыванием грязных денег был арестован 41 человек – граждане Испании, Франции, Финляндии, России и Украины. Расследование началось в сентябре 2003 г. Деятельность группировки, членами которой были несколько юристов, была сосредоточена в курортном городе Марбелья в регионе Коста-дель-Соль. По заявлению министерства, она отмыла 250 млн евро ($336 млн) и была, в частности, связана с преступными группами, занимающимися контрабандой наркотиков, торговлей оружием, убийствами и проституцией. В рамках операции “Белый кит” полиция также захватила яхту, два небольших самолета и 42 дорогих автомобиля.

По сообщению министерства, часть отмытых денег могла быть выведена из “ЮКОСа”. “Нам удалось установить возможный пункт назначения для крупной суммы, незаконно выведенной из российской нефтяной компании “ЮКОС”; деньги, как представляется, были переведены в голландскую компанию, а затем инвестированы в испанскую”, – говорится в заявлении испанского МВД.

Полиция не уточнила, кто, как и когда мог выводить деньги из “ЮКОСа”. Однако источник, знакомый с ходом расследования, сообщил агентству Reuters, что среди арестованных “люди из компании, которые выводили из нее суммы денег без ведома как самой компании, так и [российских] налоговых органов”. Сообщить, сколько россиян среди арестованных, он отказался. “Они, похоже, ограбили и сам “ЮКОС”, – сказал он.

В заявлении МИД Испании говорится, что российские правоохранительные органы теперь сотрудничают с испанскими. Однако сотрудник Генеральной прокуратуры России сообщил “Ведомостям”, что она не обращалась к властям Испании за содействием в расследовании дел, связанных с “ЮКОСом”. В Национальном бюро Интерпола и МВД России получить комментарии не удалось.

Руководитель пресс-службы “ЮКОСа” Александр Шадрин затруднился прокомментировать ситуацию, так как, по его словам, официальных уведомлений ни от испанских, ни от российских властей компания не получала. А менеджер “ЮКОСа” считает невозможным, чтобы какие-то сотрудники могли вывести из компании миллионы евро.

Провести подобную операцию без ведома хотя бы кого-то из топ-менеджеров невозможно, полагает управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян. Вывод активов подпадает под нормы российского уголовного права, и если факт вывода средств из “ЮКОСа” будет доказан, то и виновные в этом сотрудники, и сама компания будут нести ответственность. Обвинение может быть предъявлено и за отмывание денег – по российскому и испанскому законодательству.

По словам автора книги “Бизнес-разведка” Александра Доронина, при изоляции руководства крупной компании проблема ее расхищения менеджерами среднего звена сразу становится актуальной. Например, это произошло незадолго до дефолта с Инкомбанком, глава которого Владимир Виноградов тогда временно отошел от дел. “А перевод средств за рубеж – это лишь незначительная техническая операция”, – отмечает Доронин. Атака российских властей на “ЮКОС” фактически обезглавила компанию. Бывший председатель правления Михаил Ходорковский с октября 2003 г. содержится в следственном изоляторе, а нынешний предправления Стивен Тиди, финансовый директор Брюс Мизамор и Тим Осборн, управляющий директор основного акционера “ЮКОСа”, Group Menatep, уже несколько месяцев находятся за рубежом.

Марбелья и сам Коста-дель-Соль, расположенные на средиземноморском побережье Испании, давно считаются раем для группировок, занимающихся преступной деятельностью – от торговли крадеными автомобилями и оружием до отмывания денег. В 2003 г. полиция разгромила 53 таких группы.