Государство придержит месторождения


Планы по продаже месторождений полезных ископаемых на 2004–2005 гг. Минприроды впервые обнародовало в октябре. В список попал 181 участок, крупнейшими из которых были нефтегазовое Сахалин-3 (более 600 млн т нефти) и Удоканское месторождение меди (20 млн т, около 40% российских запасов). Предполагалось, что “Удокан” будет продан уже в марте, а крупнейшее в Евразии месторождение золота Сухой Лог (1029 т золота) в тот раз осталось за рамками списка.

Но недавно Минприроды подготовило уточненный перечень участков недр, которые будут продаваться в этом году. По словам пресс-секретаря МПР Рината Гизатулина, документ уже находится на согласовании в Минэкономразвития и в ближайшие дни должен быть одобрен Германом Грефом. В уточненный перечень, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, попало около 180 участков нефтегазовых месторождений и 65 крупных месторождений твердых полезных ископаемых (медь, золото, уголь, железная руда и др.). Только от продажи углеводородных ресурсов, перечисленных в списке, государство в этом году может выручить более 31 млрд руб., сообщил “Ведомостям” другой чиновник МПР.

В новый список по-прежнему попал “Удокан”, но его продажа теперь запланирована на ноябрь. А вот крупные нефтегазовые месторождения можно пересчитать по пальцам. Чаяндинское газовое месторождение в Якутии с запасами по категориям С1+С2 1241 млрд куб. м газа и 50 млн т нефти планируется продать в мае. В Ненецком автономном округе (НАО) будут проданы нефтяные месторождения им. Титова (57,6 млн), им. Требса (82,5 млн т) и четыре блока Центрально-Хорейверского поднятия (суммарно 95,8 млн т). Аукцион по ним был назначен на 30 марта, но в последний момент отменен. Как говорит чиновник МПР, теперь эти активы планируется продать в сентябре-октябре. Участки на шельфах Баренцева (прогнозные запасы – 977 млн т) и Охотского морей (проект “Сахалин-3” – более 600 млн т) в списке тоже есть. Но вот состоятся ли торги – пока неясно. В документе указывается, что они будут проданы “через три месяца после принятия новой редакции закона “О недрах”. Как пояснил “Ведомостям” чиновник МПР, это связано с тем, что в ныне действующем законодательстве прямо не прописана возможность выдачи сквозных лицензий на шельфовые участки, а они необходимы ввиду высоких рисков при освоении таких участков. Поэтому, по мнению собеседника, эти активы вряд ли будут проданы в этом году.

Вновь может не повезти и Сухому Логу. Замгубернатора Иркутской области Ирина Думова на прошлой неделе заявила, что месторождение может быть продано летом, сообщил “Интерфакс”. Но в уточненном перечне МПР этот актив вновь не значится. “Это ничего не значит. В перечень в течение года могут вноситься изменения”, – замечает Гизатулин. “Иркутские власти могут заявлять что угодно. Но решение по Сухому Логу будет принято не раньше чем закончится ТЭО месторождения. А случиться это должно действительно к лету”, – соглашается другой собеседник “Ведомостей” в МПР. В то же время он говорит, что продажа Сухого Лога в этом году маловероятна. “Денег от продажи других активов будет выручено достаточно. Смысла спешить с продажей Сухого Лога нет”, – поясняет он.

Впрочем, потенциальных претендентов на “главные” месторождения высказывания чиновников уже не расстраивают. Иностранные компании МПР собирается пустить только в качестве “младших партнеров” российских компаний, т. е. в составе СП с долей не больше 49%. А российские инвесторы готовы проявить терпение. “Безусловно, мы готовы ждать еще и по-прежнему собираемся принять участие в аукционе по Сухому Логу, – замечает представитель “Норникеля” Елена Щербинина, – но вместе с тем мы продолжаем развивать золотодобывающий бизнес, исходя из уже имеющихся возможностей”. Возможность участия “Норникеля” в аукционе по “Удокану”, по словам Щербининой, также изучается. “Наше решение тоже неизменно. Но задержка в проведении тендера не сказывается позитивно на отношении иностранных инвесторов к стране”, – соглашается гендиректор МНПО “Полиметалл” Виталий Несис. Представители “Сибнефти”, ТНК-ВР и “ЛУКОЙЛа” сказали “Ведомостям”, что, когда условия аукционов будут опубликованы, компании их изучат и примут решения об участии.

“Чиновники, принимая решение о продаже того или иного актива, явно не исходят из того, какова на этот момент рыночная конъюнктура. Ведь продавать золоторудные месторождения сейчас самое время: у основных претендентов сейчас очень много свободных денежных средств”, – замечает Денис Нуштаев из “Метрополя”. По его мнению, за лицензию на Сухой Лог государство вполне могло бы запросить около $900 млн, а “Удокан” продать не меньше чем за $100 млн. “Возможно, не следовало бы выставлять на аукционы отдельные лоскуты по всей стране, а сосредоточиться на двух-трех приоритетных регионах, – говорит аналитик “Тройки Диалог“ Валерий Нестеров. – Тогда и освоение их пошло бы быстрее”. Наиболее интересными, по мнению эксперта, будут аукционы по месторождениям в НАО: конечные цены на них, по мнению эксперта, могут в 5–10 раз превысить стартовые.