Меньше $100 млн


Журнал Forbes подсчитал, что состояние Михаила Ходорковского сократилось за год почти в семь раз – с $15,2 млрд до $2,2 млрд. Представители Ходорковского, ныне заключенного Бутырки, утверждают, что у него нет и сотни миллионов долларов. “Ходорковский не является миллиардером, ни реальным, ни виртуальным”, – говорится в заявлении адвокатов на сайте его пресс-центра.

Адвокаты приводят свои расчеты того, чем сейчас владеет Ходорковский. Из них следует, что его состояние составляет сейчас меньше $100 млн. Они напоминают, что Ходорковский уже не акционер “ЮКОСа” и гибралтарской Gpoup Menatep, которой принадлежит более 61% акций “ЮКОСа”. В январе он передал своему партнеру Леониду Невзлину, эмигрировавшему в Израиль, контроль над 59,5% акций группы. Лично Ходорковскому принадлежало 9,5% акций группы. Но он отказался от этого пакета. Сейчас эта доля находится в процессе передачи. Но даже если приписать эти акции ему, их цена не так велика. В сообщении она оценена в $81,13 млн исходя из капитализации “ЮКОСа” $1,4 млрд. По данным на 11 марта, акции компании в РТС стоили $1,6 млрд, а доля Ходорковского – $93,3 млн. “На данный момент у Ходорковского нет не только миллиардов, но и сотен миллионов”, – говорится в заявлении.

Адвокаты утверждают, что Ходорковский не получил даже те деньги, которые “ЮКОС” щедро выплачивал своим акционерам в виде дивидендов ($3,61 млрд за 1999–2003 гг.). Group Menatep за это время получила $2,2 млрд, еще $360 млн получил фонд Veteran Petroleum, акциями которого управляла группа. По их версии, эти деньги принадлежат Group Menatep. Часть реинвестировали в активы группы, в том числе выдавая кредиты “ЮКОСу”. Остатком менее $1 млрд управляет Group Menatep.

Один из совладельцев Group Menatep – Михаил Брудно подтвердил “Ведомостям” эти расчеты. А вот управляющий директор группы Тим Осборн признал, что в распоряжении Group Menatep больше, чем $1 млрд. Он отказался уточнить сумму, но напомнил, что группа выдала “ЮКОСу” кредит в размере $1,6 млрд и пока компания вернула только половину этих денег. Дивиденды “ЮКОСа” Menatep переадресовывала своим владельцам, и куда они потратили эти деньги, он не знает.

Forbes знал о такой позиции представителей Ходорковского, заявил “Ведомостям” главный редактор российского журнала Максим Кашулинский. По его словам, журналисты Forbes обращались к ним во время подготовки рейтинга. “Они ответили, что состояние Ходорковского оценивается десятками миллионов , но никак не сотнями и уж точно не миллиардами, – поясняет Кашулинский. – Но мы считаем, что у него есть не только “ЮКОС” и все его активы оцениваются в $2,2 млрд”. О каких активах идет речь, он говорить отказался.

Один из соратников Ходорковского считает, что к его активам можно прибавить прошлые доходы. По его словам, Group Menatep платила дивиденды своим акционерам, и те даже декларировали их, пока жили в России. Акционеры “ЮКОСа” размещали свои акции на рынке по хорошей цене. В 2002 г. “дочка” Menatep YUKOS Universal продала 1% акций “ЮКОСа” банкам UBS Warburg и CSFB за $147 млн. Накануне слияния с “Сибнефтью” в 2003 г. “ЮКОС” потратил $3,7 млрд на выкуп 10% своих акций у акционеров. А Group Menatep продала бумаг на $2,2 млрд.

Ходорковский – не единственный участник списка Forbes, не согласный с оценкой своего состояния. Глава совета директоров “Индустриального союза Донбасса” Сергей Тарута ($1 млрд в списке) назвал эту оценку некорректной, ведь у корпорации есть и другие совладельцы.

Руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский удивляется тому, как сильно сократилось состояние Ходорковского. “Он был основным владельцем компании в течение нескольких лет. Странно, что от былого состояния осталось менее $100 млн, – говорит эксперт и добавляет: – Но на его месте каждый бы пытался приуменьшить свое состояние. Перед судом ему выгодно показать, что никаких миллиардов у него нет”.