“Патэрсон” отказался от горилки


Продажи продукции Nemiroff будут прекращены во всех магазинах “Патэрсон”, говорится в сообщении компании, распространенном в минувшую пятницу. Ритейлор объясняет свое решение тем, что торговый дом Nemiroff “не выполнил договорные обязательства по условиям поставок в киевский универсам сети и пытался вынудить “Патэрсон” повысить розничные цены на продукцию”.

Руководитель службы по связям с общественностью Nemiroff Наталья Коновалова в ответ обвинила “Патэрсон” в демпинге. “Причина разногласий [с “Патэрсоном”] в желании сети снизить цены на нашу продукцию ниже норм, заложенных в договоре”, – считает она. Nemiroff, утверждает Коновалова, продает через магазины “Патэрсон” около 0,1% своей продукции, поэтому “демарш сети не будет оправдан”.

Сотрудник “Патэрсона” на условиях анонимности утверждает, что проблемы компании на Украине разрывом отношений с Nemiroff не исчерпываются. Несколько местных сетей, включая “Фуршет”, “Сiльпо” и “Великую кишеню”, оказывают давление на поставщиков, заставляя их диктовать новому игроку невыгодные условия закупки. “Они хотят контролировать размер торговой наценки в нашей сети”, – возмущается собеседник “Ведомостей”. Гендиректор “Патэрсона” Юрий Яковчик уточнил, что некоторые производители установили закупочные цены украинским компаниям на 6–7% ниже, чем московскому ритейлору.

Представители украинских сетей наличие закупочного альянса отрицают. “У нас свои интересы, это нормально, – заявил топ-менеджер группы Fozzy (в которую входит сеть “Сiльпо”). – Если мы работаем с поставщиками на определенных условиях, то вправе ожидать корректного отношения к себе”. Он подчеркнул, что никаких требований относительно российской сети они своим поставщикам не предъявляли.

Однако про некое подобие закупочного союза говорят украинские производители. В отделе маркетинга компании “Росинка” (производит безалкогольные напитки) уточнили, что “Велика кишеня”, “Фуршет” и “Сiльпо” давно объединились в Ассоциацию супермаркетов, чтобы “напрямую работать с производителями”. Вместе с тем собеседник “Ведомостей” уточнил: “Ассоциация не предлагала нам работать с “Патэрсоном” как-то иначе”. Начальник отдела сбыта пивоваренной “Оболони” Ростислав Комаровский также заявил, что их компания работает со всеми на одинаковых условиях.

Тем не менее 2 марта “Патэрсон” направил официальное письмо в Киевское городское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (копия письма имеется в распоряжении “Ведомостей”), в котором обвинил местных ритейлоров в ценовом сговоре. “В начале февраля, – говорится в письме, – ряд поставщиков сообщили нам, что негласная коалиция розничных операторов в ультимативной форме вынуждает их либо диктовать “Патэрсону” торговую наценку, либо полностью прекратить отгрузки товара”. Из украинских ритейлоров в письме упоминается только группа Fozzy. Заместитель председателя киевского отделения Антимонопольного комитета Леонид Маноха подтвердил “Ведомостям”, что встречался с представителями “Патэрсона” и посоветовал им направить заявление с требованием расследовать ситуацию в центральный офис комитета. “Патэрсон” готовится подать заявку уже на этой неделе. А в течение месяца комитет рассмотрит ее, уточнил Маноха.

Конкуренты “Патэрсона” знакомы с ситуацией на Украине. Глава пресс-службы Metro Group Юлия Белова со слов руководства украинского подразделения Metro Cash & Carry передала, что “ситуация по поводу сформированной оппозиции “Патэрсону” со стороны украинских поставщиков и ритейлоров соответствует действительности”. Из российских ритейлоров на Украине сейчас представлена “Пятерочка”, которая продала франшизу харьковской компании, а “Перекресток” ведет переговоры о покупке с “Фуршетом”. По утверждению обоих ритейлоров, с противостоянием местных операторов они не сталкивались.