Загадочный директор


Акт Сарбейнса – Оксли, принятый в США в 2002 г., ввел с 2004 г. ряд новых требований к компаниям, акции которых торгуются на американских биржах. В частности, акт предусматривает наличие в компаниях независимых директоров. Ими в последнее время обзавелись торгующиеся на NYSE “ВымпелКом” и МТС. “Для иностранной компании, акции которой торгуются на американских биржах, с лета этого года аудиторский комитет должен состоять только из независимых директоров, – пояснил директор МТС по связям с общественностью Андрей Брагинский. – Поскольку это совещательный орган, директоров в нем должно быть как минимум два”.

В “Ростелекоме” пояснили, что, поскольку бумаги компании торгуются как в США, так и в России, ее аудиторский комитет должен состоять как минимум из трех независимых директоров и хотя бы один из них должен иметь западное бухгалтерское образование. “Ростелеком” и “Вимм-Билль-Данн” торгуются на бирже, поэтому опыт такого профессионала [как Наталья Терентьева] будет очень полезен “Ростелекому”, – считает директор департамента информационного обеспечения “Связьинвеста” Олег Михайлов.

Выдвижение Терентьевой вызвало удивление в ВБД. “Правление не было поставлено в известность об этом предложении, – недоумевает руководитель управления по связям с общественностью и инвесторами ВБД Марина Каган. – Это хороший сотрудник, претензий к нему у компании нет. Но если Терентьева будет выбрана в совет директоров, то в ВБД, скорее всего, она работать уже не будет”, – добавляет она.

На 11 мест в совете директоров “Ростелекома” претендует 13 кандидатов. Холдинг предложил пять менеджеров “Связьинвеста”, гендиректора “Ростелекома” Дмитрия Ерохина, трех чиновников из Мининформсвязи и главу ЗАО “Профессиональные телекоммуникации” Валерия Дегтярева. Ранее в компании независимым директором считался представитель миноритарных акционеров – директор ИФК “Метрополь” Михаил Слипенчук. Сейчас от миноритариев выдвинут еще один кандидат – исполнительный директор Ассоциации по защите прав инвесторов Станислав Вартанян.

Ни Вартанян, ни Слипенчук с Терентьевой не знакомы. “Мы собираемся с ней встретиться”, – говорит замгендиректора “Метрополя” Андрей Руденко. А Вартанян отметил, что для него “приятная неожиданность, когда нового независимого директора предложил сам холдинг”. Согласно уставу в “Ростелекоме” независимый директор получает вознаграждение в размере 0,3% от чистой прибыли – это примерно $40 000–50 000 в год.

Терентьева передала через пресс-службу ВБД, что предложение “Ростелекома” стало для нее “полной неожиданностью”. До сих пор она не получала предложений стать независимым директором в какой-нибудь компании, а до ВБД работала в аудиторской компании KPMG. В “Связьинвесте” не смогли пояснить, почему выбор холдинга пал именно на менеджера ВБД среднего звена, не имевшего опыта работа в советах директоров.

“В любом случае независимый директор в компаниях “Связьинвеста” мало на что может повлиять”, – считает аналитик МДМ-банка Сергей Резник. “В любом случае независимый менеджер добавит прозрачности компании на рынке”, – возражает ему аналитик “Атона” Елена Баженова.