Ценных бумаг станет больше


Созданная меньше года назад на месте ФКЦБ Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) написала и внесла в правительство стратегию развития фондового рынка на 2005–2008 гг. Правительство может рассмотреть ее в апреле, поясняет чиновник одного из федеральных ведомств.

Российский рынок страдает от низкой ликвидности и несовершенной инфраструктуры, констатируется в документе. Для иностранных инвесторов он остается офшорным рынком начала 90-х гг. с дорогой и рискованной расчетно-клиринговой инфраструктурой, ненадежной системой учета прав собственности. Этим он отпугивает крупные консервативные фонды с длинными деньгами, которые предпочитают работать с российскими активами за рубежом – в прошлом году 75% объема сделок с российскими бумагами было проведено на иностранных биржах. Из-за неразвитости отечественного рынка российские инвестиционные компании могут потерять бизнес – их клиенты уйдут к международным инвестбанкам.

Прежний регулятор считал своей главной задачей защиту прав инвесторов, а для ФСФР приоритетом является развитие рынка и упрощение доступа на него квалифицированных инвесторов, объясняет руководитель ФСФР Олег Вьюгин.

Чтобы развиваться, рынку требуется больше инструментов, убеждена ФСФР. Сегодня объем облигаций, выпущенных компанией, не может превышать размер ее уставного капитала или гарантий от третьих лиц. Служба предлагает отменить это ограничение. А чтобы на фондовом рынке появилось больше акций, ФСФР намерена упростить проведение первичных публичных размещений (IPO).

Служба предлагает обязать инвестбанки, зарабатывающие на организации IPO, раскрывать информацию о стоимости их услуг. Сейчас эта информация непублична и переговоры о стоимости размещений между инвестбанками и их клиентами могут длиться годами – ФСФР считает, что благодаря этому потенциальным эмитентам будет легче подобрать себе андеррайтера.

С подачи ФСФР на рынке могут появиться “квалифицированные инвесторы”. Этот статус получат физические лица или компании, которые докажут регулятору, что способны адекватно оценивать инвестиционные риски и самостоятельно совершать сделки с ценными бумагами. Таким игрокам служба хотела бы предоставить право торговать акциями после IPO до регистрации отчета о сделке, эмитенты смогут продавать им бумаги без регистрации проспекта эмиссии. ФСФР сделала шаг и навстречу эмитентам: она предлагает отменить требование об обязательной публикации об этапах эмиссии в печатных СМИ.

Появление института “квалифицированных инвесторов” оживит фондовый рынок, поддерживает ФСФР гендиректор “Атона” Александр Кандель. Но он не согласен с предложением сделать публичными тарифы андеррайтеров. “У каждого IPO тысяча особенностей, и ни один серьезный инвестбанк не назовет окончательную цену, пока их не узнает, – говорит он. – А публикация тарифов в газетах приведет к искажению реальной стоимости услуг и демпингу”. По его оценке, при объеме эмиссии на несколько сотен миллионов долларов комиссионные андеррайтера составляют 5–6%, а когда объем IPO превышает $1 млрд – 2–3%. Президент Brunswick UBS Марлен Манасов считает, что это требование ФСФР оправданно, – он не исключает, что эти данные могут помочь эмитентам ориентироваться на рынке IPO.

О рисках инвесторов ФСФР не забыла и предлагает внедрить единую систему управления рисками профучастников и установить пруденциальный надзор за брокерами. “Риски брокера будут понятнее инвесторам, если те будут следить за изменениями их стандартных показателей”, – соглашается с ФСФР Александр Кандель.