Гламур, кич, сюр


Директор дома фотографии Ольга Свиблова считает, что фестиваль “Мода и стиль в фотографии” – праздник и лекарство от весенней депрессии. Так всегда думается, когда фестиваль начинается, но к его завершению испытываешь острую потребность в чем-то умном и уродливом. На этот раз все начинается как раз и с красоты, и с противоядия к ней.

В Новом Манеже вчера открылись две выставки – одна безоблачно прекрасная, другая мудреная. Первая собрана из 232 снимков календарей компании Pirelli, для которой вот уже 40 лет главные специалисты мира по женским фотокрасотам, такие как Ричард Аведон и Хельмут Ньютон, снимают самых восхитительных девушек современности. И действует эта выставка исключительно на чувства, парализуя мужской разум.

Вторая выставка – “Симулякры и псевдоподобия” – представлена FNAC (парижским Национальным фондом современного искусства) и демонстрирует, насколько действительность беззащитна перед камерой и как искусно фотография заставляет нас верить в то, чего нет. И насколько сами зрители предпочитают утешительную фикцию разочаровывающей реальности. Представляет ее портрет Майкла Джексона, хотя выставка, конечно, не о пластических операциях. Это только один эпизод большого обмана, царствующего в современном мире, под завязку забитом экранами и изображениями.

Как всегда, фестиваль представляет и классику жанра fashion-фотографии. Первым номером тут выступает Хорст П. Хорст, ставший главным художником журнала Vogue в 1935 г. и до 1999-го снимавший первых людей в мире моды и кино – от Коко Шанель и Марлен Дитрих до Глории Вандербильт и Верушки. Его выставку откроют завтра в Московском доме фотографии вместе с другими, представляющими самое серьезное отношение к прекрасному и в лицах, и в одежде, и в самом искусстве фотографии.

Всеми узнаваемых персон продемонстрирует выставка “Голливудские знаменитости”, собранная из парадных снимков великих актеров и актрис, сделанных Эдвардом Штайхеном, работавшим в ту золотую для кинодив и фотографии пору, когда образы кумиров лепились с пафосом. Большую ложку дегтя в эту выставочную патоку добавят сюрреалистические и неприятные фотографии Джоэла Питера Уиткина, рожденные, видимо, во время глубокого сна его разума. Зато сердце успокоится на ретроспективе Марка Рибу – старейшего представителя французской школы фотографии, умеющего видеть мир не только в эффектным ракурсе, но и сентиментально.

Еще будет большая порция выставок в Галерее Зураба Церетели, в том числе и про съемки фильмов о Джеймсе Бонде. “Кино как жизнь, жизнь как кино” – одна из тем фестиваля. А в Московском музее современного искусства на Петровке покажут фотографии Александра Родченко, который, оказывается, был не только великим фотографом, но и стильно одевался. Правда, одно кожаное пальто он носил 30 лет. Там же можно будет увидеть выставку “Красиво жить не запретишь”, обещающую натуральный фотокич – анонимные снимки, отражающие народное представление о красоте, которое игнорирует в общем-то и моду и стиль.