Рынок труда в Санкт-Петербурге: Головы дорожают


Самая дорогая “голова”, нанятая для работы в Петербурге в прошлом году, обошлась работодателю в $200 000, говорят опрошенные “Ведомостями” хедхантеры. Например, годовой оклад и фиксированный бонус финансового директора, которого компания Ward Howell нашла для крупного производственно-строительного холдинга, оценивались именно в эту сумму. В других агентствах также сообщили о нескольких заказах подобного уровня. Максимальная компенсация директора по продажам составила $168 000. По словам партнера Top Hunt International Ольги Чеботковой, столько будет получать менеджер петербургского предприятия пищевой промышленности. В случае выполнения плана продаж предусматривается бонус в размере до 50% оклада.

В целом зарплаты топ-менеджеров в 2004 г. в долларах выросли, по оценке консультанта “АНКОР” Александра Егорова, на 11–14%. Директора по продажам в секторе FMCG стали получать на 20% больше, говорит Елена Добромыслова, гендиректор “БизнесЛинкПерсонала”. Зарплата IT-директоров, по ее оценке, выросла на 20–25% и может составлять $42 000 в год, а у топ-менеджеров в инвестиционно-банковской сфере – на 15–20%. По оценке исполнительного директора “Бойден Петербург” Натальи Дьяченко, директор направления в банке может рассчитывать на сумму до $200 000 в год.

Однако реальный рост зарплат если и был, то очень небольшим. С учетом 12% инфляции средний рост доходов составил всего 5–7%, говорит старший менеджер Staff Standard Софья Полянская. А глава петербургского офиса “Мэнпауэр” Николай Чегаев напомнил и о снижении курса доллара. Если на 1 января 2004 г., по данным ЦБ РФ, за $1 давали 29,45 руб., то через год только 27,75 руб. И курсовая разница в 6% вместе с инфляцией нивелировали рост долларовых доходов.

Дорогие программисты

В прошлом году существенно вырос спрос на разработчиков программного обеспечения. Зарплаты программистов выросли в среднем на 50%, утверждает Полянская из Staff Standard. В прошлом году свои офисы в Петербурге открыли Intel, Sun, Luxsoft, а Motorola и Star значительно расширили штат своих сотрудников. “Новые игроки предлагали высокие зарплаты, чтобы привлечь необходимых специалистов, старожилы были вынуждены повышать оклады, чтобы удержать сотрудников”, – рассказывает Полянская.

Менеджер по персоналу петербургского филиала корпорации Borland Борис Мегорский утверждает, что новички наняли не менее 300 программистов. Реакцией Borland, по его словам, стало повышение средней зарплаты программистов с $1200 до $1400 в месяц.

А вот в телекоммуникационном секторе, похоже, наступила стагнация. По мнению Натальи Дьяченко из “Бойдена”, спрос на менеджеров, в том числе высшего звена, значительно упал. Управляющий партнер петербургского офиса Ward Howell International Екатерина Мацкевич также отмечает отсутствие заказов в сфере телекоммуникаций. “Когда-то это была одна из самых высокооплачиваемых сфер, – вспоминает Дьяченко. – Там требовался персонал, соответственно, росли зарплаты. Сейчас расширение телекоммуникационного сектора прекратилось”. Массовых повышений зарплат не было, подтверждает менеджер по PR “ПетерСтара” Алина Карпиченко. Однако компенсации отдельных сотрудников, по ее словам, изменялись.

В управленческом секторе (аудит, консалтинг) другая проблема – нехватка квалифицированного персонала. До сих пор сказываются последствия кризиса, поясняет Дьяченко из “Бойдена”. После 1998 г. компании некоторое время не набирали персонал, не вкладывались в его обучение и развитие. А для формирования квалифицированного менеджера в этой сфере требуется не менее пяти лет.

“Профессиональных кадров действительно не хватает”, – подтверждает Екатерина Ширяева, директор по работе с персоналом “Делойт СНГ”. Компания борется с кадровым дефицитом, набирая персонал в разных регионах и даже странах, а также принимая на работу выпускников вузов, не имеющих опыта работы. Новым сотрудникам предоставляется возможность профессионального обучения. Различные образовательные программы в компании рассматривают и как один из способов удержать персонал от ухода.

В моде опционы и бонусы

Рекрутеры говорят, что усложняется система стимулирования персонала в компаниях. Все больше внимания работодатели уделяют внедрению премиальных систем, говорит Дьяченко из “Бойден Петербург”. У наемных управляющих растет интерес к опционам на покупку акций предприятий, а также к бонусам, страховкам и другим элементам компенсации, отмечает новый тренд Чеботкова из Top Hunt International. По данным “БизнесЛинкПерсонала”, в доходах менеджеров среднего звена уже до 40% приходится на компенсационный пакет, причем за последний год его доля выросла на 20%.

В некоторых отраслях у менеджеров по продажам оклады и вовсе отсутствуют. Это характерно для консалтинга, страхования, IT и продажи рекламы, говорит директор департамента рекрутинга Prime Personnel Алла Дмитриева. В течение первых шести месяцев работы менеджеру регулярно понижают оклад, чтобы, по мере наработки клиентов, он начал зарабатывать исключительно на процентах, поясняет схему рекрутер. По ее мнению, до прошлого года подобная система не была популярна.

За длинным рублем

Управленцы из Петербурга охотно меняют прописку. “Бойден Петербург” подобрал менеджеров для работы в Карелии (целлюлозно-бумажная промышленность), Сибири и Центральной России (пищевая промышленность). По словам Дьяченко, в 2004 г. компания выполнила 12 подобных проектов. В регионы менеджеров привлекает как зарплата (в среднем на 20–40% выше, чем в Петербурге), так и возможность самореализации в масштабном проекте, поясняет она. Петербургские специалисты ценятся в других регионах и странах, согласна Екатерина Мацкевич из Ward Howell. Украинский машиностроительный холдинг пригласил директора производственного департамента из Петербурга, предложив ему $350 000 в год, вспоминает она.

Впрочем, иностранным менеджерам на некоторых городских предприятиях тоже рады. В 2004 г. Ward Howell привезла в Петербург трех западных менеджеров – операционного директора для розницы и двух директоров инженерных специальностей на машиностроительные предприятия, рассказывает Мацкевич.