Боевая единица


В силу того что “Бой с тенью” – вторая крупная работа режиссера Алексея Сидорова, от сравнений с сериалом “Бригада” ему никак не уйти, и режиссер это знает. В картине имеются два “привета из “Бригады”: изможденное лицо соавтора сценария сериала Александра Велединского, изображающего на фото колумбийского наркобарона, и короткое появление Сергея Безрукова, берущего у главного героя автограф.

Этим Сидоров не ограничивается: по фильму разбросано множество аллюзий. К примеру, ослепший герой сливается в танце с героиней, а ее брат-подросток бросает: “Ну прямо “Запах женщины!” А после эпизода, напоминающего фильмы Джона Ву, в кадре появляются летящие голуби – один из фирменных знаков гонконгского режиссера. Иначе говоря, цитаты подаются так откровенно, что зрителю практически не нужно ничего вспоминать самому. Все аллюзии слишком похожи на виньетки, чтобы воспринимать их всерьез, а значит, о любых сравнениях можно забыть – и оказаться с фильмом один на один.

В одиночку, конечно, приходится действовать и главному герою, молодому боксеру Артему Колчину (Денис Никифоров, по предположению режиссера, может теперь боксировать на уровне первенства Москвы – если что-то не сложится в театре Табакова). Артем, не щадя себя на ринге, потерял зрение и был брошен в беде покровителем. Образ покровителя Юнусова можно посчитать еще одной ссылкой на “Бригаду”, поскольку играет банкира Андрей Панин, полагающий, что его новый герой отличается от сериального Каверина только фамилией. Но Каверина в какие-то моменты можно было если не оправдать, то понять, а действие “Боя с тенью” не так развернуто во времени, поэтому персонажу Панина достались неразбавленные черные краски. И поднаторевший в злодейских ролях актер, используя свой фирменный ледяной взгляд и быструю, не вполне внятную речь, сделал из Юнусова прямо-таки носителя безграничного зла.

На другом, положительном полюсе вполне логично оказываются боксер, которому срочно нужны деньги на операцию, и его возлюбленная-врач. У милой девушки обнаруживается богатое событиями прошлое (амплуа “тихого омута с чертями” становится уже характерным для Елены Пановой) – и герои вынуждены бежать. Но до этого слепой боксер ловко ограбит банк своего бывшего импресарио. Сцена почти такая же красивая, как и раунды бокса в самом начале картины, снятые в рапиде и выглядящие одновременно реально и театрально-условно.

Сидоров, кажется, точно прочувствовал сказочную, условную природу боевика. Не случайно в “Бое с тенью” так много от театрального действа – через фильм по касательной проходят репетиции “Ричарда III” (маленькая, но превосходная роль Сергея Бехтерева), постоянно появляется кто-то в масках – от золотых птицеголовых богов до плюшевых волчьих морд. А также читаются стихи, демонстрируются экспонаты Третьяковской галереи и прочая высокая культура – с отношением к ней вполне ироническим.

И в конечном счете эта ирония, помноженная на точное попадание в жанр, позволяет получить большое удовольствие от наивности сюжета, в котором добро восторжествует, зло будет наказано и сотрудники ФСБ очень вовремя прилетят на вертолетах.