ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Коалиция несменяемых


Первые шаги путинского полновластия позволяют уже отчасти понять, как это будет работать. Первопроходец Дарькин получил подтверждение своих прав на Приморье, а отопительного неудачника Логинова сменил приморский бизнесмен Кожемяко, которого молва связывает с кланом Наздратенко. Как и предполагалось, решение Кремлем политических задач при назначении губернаторов теперь намертво переплетено с переделом сфер влияния на уровне местных административных бизнес-групп.

Но настоящей вехой нашей политической истории можно считать просьбу об оказании себе доверия от Минтимера Шаймиева. Татарский президент, пожалуй, один из сильнейших политиков российского бюрократического рынка и традиционный ориентир для его региональных элит. Бодро преодолев привкус банальности, полпред Кириенко прокомментировал ожидаемое переназначение словами “коней на переправе не меняют”. И то. Конем на этой переправе Минтимер Шарипович работает с 1989 г. И готов поработать еще. Потому как пробираться всякий раз нужно к другому берегу. Важно лишь вовремя поворачивать и держать правильный темп.

В 90-е Шаймиев справедливо считался лидером “суверенизации”. Так что на первый взгляд его согласие пройти через переназначение выглядит капитуляцией. Но это неглубокий взгляд. В ходе первого путинского наступления на губернаторов Шаймиев получил право на два дополнительных срока. В марте 2006 г. его третий срок заканчивается, и в момент, когда Путин крайне заинтересован в гладком утверждении нового порядка, он получает гарантии на срок четвертый. Лишь после этого Госсовет Татарстана внес поправки в местную конституцию: действие раздела о выборах президента приостановлено (именно приостановлено!), президент избирается Госсоветом по представлению российского президента на пять лет и наделяется правом “организации взаимодействия” местных и федеральных органов власти в республике.

Если присмотреться, Шаймиев предстает не столько как почетный капитулянт, сколько в привычном качестве маяка и ориентира. В процессе, так сказать, нового разделения полномочий. Конечно, нынешняя система ограничивает губернаторов в политической игре на федеральном уровне. С другой стороны, события последних месяцев, и прежде всего кризис монетизации, продемонстрировали, что возможности Москвы влиять на социальные процессы в регионах весьма ограничены. Вовремя полученный ярлык доверия и право “организации взаимодействия” дают даже большие возможности для построения моноцентрической системы власти на вверенной территории, чем в условиях выборов и противостояния с центром. А попытки Кремля разрушить такую систему будут равноценны подпиливанию ножки под собственным стулом. Да и сомнительная легитимность нового порядка висит над ним как дамоклов меч.

Но у заключенного Путиным и Шаймиевым договора есть еще один очевидный подтекст. Предоставляя пятилетние гарантии Шаймиеву в 2005 г., президент Путин приглашает его и других региональных бонз стать своими соратниками в 2008 г. Идее смены власти, под флагами которой только и могут пройти реальные выборы, логично противопоставить мощную коалицию под флагами несменяемости. Первое приглашение к ее формированию и состоялось в ходе исторической встречи президентов России и Татарстана 9 марта.