ВЕКТОР


Отчасти из-за сомнений инвесторов в способности Nokia сохранить лидерство на рынке 3G-телефонов акции корпорации за последний год подешевели на треть. Однако эксперты Financial Times указывают, что у финского производителя есть как минимум одно неоспоримое преимущество перед азиатскими конкурентами – многочисленные патенты на технологии, используемые в сетях 3G. Nokia, также как Ericsson и Qualcomm, была в числе первопроходцев третьего поколения сотовой связи, а азиатские компании вступили в борьбу за “европейский 3G” позже. О том, насколько существенны лицензионные отчисления, свидетельствует, например, опыт Sony, создавшей совместное предприятие с Ericsson в первую очередь из-за того, что надоело платить шведам процент с каждого выпущенного сотового телефона. По оценкам экспертов, поскольку Nokia почти не придется делиться с правообладателями, себестоимость ее телефонов будет примерно на 15% ниже, чем у некоторых конкурентов.

Интеллектуальное преимущество

В последнее время крупнейшего мирового производителя сотовых телефонов – компанию Nokia теснят конкуренты. На рынке GSM-аппаратов компания по-прежнему лидирует с большим отрывом, занимая 34% мирового рынка (у ее ближайшего конкурента, американской Motorola, – 16%), но с телефонами третьего поколения сотовой связи (3G), идущего на смену GSM, у финской компании как-то не задалось. По данным Strategy Analytics, в IV квартале 2004 г. доля Nokia в поставках 3G-трубок составила 9%, тогда как LG и Motorola контролировали по 22% рынка. В этом году в мире будет продано 60 млн телефонов третьего поколения – втрое больше, чем в 2004 г. При этом азиатские компании вроде LG, Samsung или NEC имеют богатый опыт создания компонентов 3G-телефонов – ярких дисплеев или компактных фотокамер.

Поэтому при средней цене 3G-телефона в $250 компания может предложить рынку трубки на $35 дешевле, чем у конкурентов, или продавать их по той же цене, получая большую прибыль. Так что инвесторы, возможно, поспешили продавать акции финского гиганта.

Конкуренция поможет не всем

Минтранс решил защитить авиакомпании от чрезмерного роста цен на керосин. В понедельник глава этого ведомства Игорь Левитин пообещал, что “мириться с непонятным и ничем не обоснованным ростом цен на топливо Минтранс не будет”. Эта проблема давно беспокоит авиаторов. Рынок авиаперевозок бурно растет. Но дивиденды от этого получают не авиакомпании, а нефтяники. В 2004 г., по оценкам российских перевозчиков, доля затрат на топливо выросла в два раза. Если раньше издержки на топливо составляли 20–30% от всех расходов, то к концу прошлого года они уже достигали 45–70%. “Бензин и авиационное топливо могут в один день сделать отрасль неконкурентоспособной”, – опасается Левитин.

Еще в 1999 г. транспортное ведомство предлагало ввести систему конкурсных закупок топлива аэропортами, чтобы заставить нефтяников конкурировать и снижать цены на керосин. Тогда реализовать эту идею не удалось. Сейчас Левитин решил вновь взять ее на вооружение. Но вряд ли его ждет удача. Топливозаправочные комплексы в аэропортах давным-давно приватизированы. Во многих из них нефтяные компании владеют солидными долями. Покупать топливо у конкурентов им далеко не всегда выгодно. К тому же тендеры могут спасти не всех. Пожалуй, лишь столичным аэропортам есть из кого выбрать: они могут получать топливо как минимум с трех заводов – Московского, Рязанского и Ярославского НПЗ. Но большинству других аэропортов выбирать не из кого. Просто потому, что поблизости от них находится лишь один НПЗ.