Бизнес-ланч с “Ведомостями”: “Мы работаем уже не за деньги, а за идею”


Мы сидим в кафе Bosco в ГУМе, сквозь огромные витрины открывается вид на заснеженную Красную площадь. Младший из братьев – основателей семейной фирмы Naf Naf Парьянт прилетел в Москву на открытие “флагманского” магазина Naf Naf в “Охотном Ряду”. “Я частенько бываю в России и очень люблю русскую кухню. Борщ, например”, – вежливо уверяет Парьянт. Но вместо блинов с икрой заказывает тарелку диетического карпаччо из морепродуктов, салат из свежей рукколы и минералку.

“Наф-Нафом в детстве прозвали моего старшего брата Жерара, он чуть крупнее меня и всегда любил покушать”, – посмеиваясь, объясняет Парьянт. Потом, правда, оговаривается: “Все зависит от того, кто из нас дает интервью, – брат рассказывает, что Наф-Нафом звали меня. Но если вы посмотрите на меня и брата, то поймете, кто из нас настоящий Наф-Наф”.

“Мы рано потеряли родителей, они не имели никакого отношения к миру моды, – рассказывает Парьянт. – Первую работу мы получили в ателье женского платья, оно называлось “Нафталин”. Со временем мы поняли, что наши начальники кое-что делают не так. Мы решили учесть все ошибки и создать собственный бизнес”. Семейная фирма Naf Nаf была создана в 1973 г., начальный капитал братьев составлял 20 000 франков. “Мы сняли 18-метровый офис на улице Де Кер, 33, в Париже и в 1978 г. выпустили первую коллекцию одежды под фирменным знаком Naf Naf”, – вспоминает Парьянт.

В семейном бизнесе вообще плюсов гораздо больше, чем минусов, убежден Парьянт: “Люди приходят и уходят, а мы с братом сработались давно. Обязанности поделили так: Жерар занимается всем, что касается тканей и производства, а я – маркетингом и финансами”.

Хотя и неохотно, но Парьянт признается, что верит в приметы и талисманы: “Мы часто изображаем на изделиях фирмы цифры 33 (номер дома первого офиса компании в Париже. – “Ведомости”) и 73 (дата основания компании. – “Ведомости”)”. Еще один талисман братьев – комбинезон, он принес удачу первой коллекции. “Мы сшили комбинезон, чтобы протестировать на нем новые цвета. Ткань была непрокрашенная, швы необработанные, но нашим оптовикам он неожиданно понравился в таком “недоделанном” виде. Успех был ошеломляющим, мы продали несколько миллионов штук, комбинезон стал бестселлером года. Теперь стараемся, чтобы в каждой коллекции присутствовал комбинезон”.

В Россию Парьянтов 10 лет назад привел владелец российской компании “ДжамильКо” Халед Джамиль. Братья познакомились с ним во Франции “много лет назад, когда Джамиль учился в Лионе”. “Именно он убедил нас прийти в Россию, а его компания стала нашим официальным дистрибьютором”. Свою продукцию Парьянты продают в России по двум каналам – через розничную сеть “ДжамильКо” в Москве и Петербурге и через франчайзинг в регионах. В России одежду Naf Naf продают в 50 магазинах, из которых 12 находятся в Москве, а три – в Санкт-Петербурге.

Джамиль не подвел: продавать одежду в России – это хороший бизнес. По оценке агентства Symbol-Marketing, объем российского рынка одежды массового сегмента (средняя сумма покупки – от $30 до $150) – $12–13 млрд. Рынок растет на 15% в год, а оборот лидеров – Benetton, Naf Naf, Sisley, Mexx, Mango, Motivi, Zara – увеличивается, по оценке Symbol-Marketing, на 30–40%, тогда как в Европе рост продаж на 5% – уже очень хороший результат.

Правда, способ освоения России, который выбрали братья, конкуренты считают небесспорным. “У “ДжамильКо” богатый опыт работы на российском рынке. Но то, что дистрибьютор сам формирует российскую коллекцию Naf Naf и в цену, которую платит оптовый покупатель, заложен интерес самого дистрибьютора, – это минус”, – говорит руководитель одной крупной торговой фирмы. Скажем, Benetton работает по другой схеме. “Наши клиенты делают заказ в представительстве компании и получают его напрямую из Италии, а коллекция Naf Naf сначала складируется у дистрибьютора, а потом распространяется по заказчикам”, – рассказывает Андрей Григорьев, глава представительства Benetton в России.

У России есть свои особенности, признает Парьянт. Холода здесь наступают раньше, поэтому коллекцию осень/зима приходится формировать раньше, чем для Франции. Еще одно интересное наблюдение: в России более популярны размеры 42–44, тогда как во Франции происходит смещение шкалы в сторону размеров 46–48.

Парьянт убежден: мир не хочет стареть. Именно поэтому последние коллекции Naf Naf предназначены для женщин от 18 до 35 лет. “Наши рекламные кампании имеют исключительно молодежную окраску, – объясняет президент Naf Naf. – Во Франции у нас есть магазины и для женщин средних лет, ведь наши покупательницы растут вместе с нами. В России такого пока не предвидится”.

Раньше Naf Naf специализировалась на одежде для девочек-подростков. Однако со временем брэнд стал ориентироваться на более взрослых покупательниц. “Подростки – аудитория специфическая. Одежда для них должна быть и модной, и относительно дешевой. Если раньше ничего, кроме Benetton и Naf Naf, не было, то сейчас у тинейджеров огромный выбор – “Дженнифер”, “Промод”, SELA”, – говорит Григорьев из Benetton.

Братья Парьянт не обделили вниманием и сильную половину человечества. Восемь лет назад они выкупили фирму Chevignon, у которой тогда были серьезные финансовые проблемы. “Первые четыре года было достаточно тяжело, приходилось расплачиваться с долгами и строить новую бизнес-стратегию. Последние два года эта марка начала приносить прибыль”, – рассказывает Парьянт.

Итоги финансового года в Naf Naf еще не подвели. “Год прошел удачно. В России продажи выросли на 40%. К концу 2005 г. мы ожидаем 15%-ного увеличения оборотов, но в России эта цифра будет порядка 40%”. По данным Hoover’s, объем продаж группы Naf Naf в 2003 г. превысил $280 млн, а прибыль – $15,2 млн. Алексей Волков, директор по маркетингу компании “Номенар” (дистрибьютор марок Zolla и S.Oliver), оценил оборот Naf Naf в России в $50 млн в год (из расчета один магазин – $1 млн).

Конкуренции братья Парьянт не боятся. “Это отличное средство для развития. Я знаю, что на российском рынке сейчас активно развиваются молодые российские фирмы, которые предлагают товар, сопоставимый по качеству с Naf Naf, но по более демократичным ценам. Конечно, нас копируют и всегда будут копировать. Но, я считаю, это хорошо, потому что плохим не подражают”, – рассуждает президент Naf Naf.

Беседу постоянно прерывают телефонные звонки ему на мобильный. “Бизнес есть бизнес, я не могу не отвечать. У нас магазины по всему миру, и если есть какая-то проблема, то звонят сразу мне, а учитывая разницу часовых поясов, звонок может раздаться в любое время, – объясняет Парьянт. – Например, только что позвонили из одного магазина Chevignon и сказали, что обувь не нравится покупателям. Я распорядился ее больше не закупать”.

В 1994 г. Naf Naf провела IPO. Оставив себе 67% акций, братья продали 33% инвестиционным фондам. “Нам требовались дополнительные средства на развитие, – вспоминает Парьянт. – Сейчас все принадлежит семье – у нас с братом по 50%”. В 2004 г. братья выкупили акции, обращавшиеся на бирже. “Naf Naf не нуждается в деньгах, мы достаточно обеспечены. Кроме того, владелец фирмы и ее акционер всегда думают по-разному, – объясняет он. – Владелец – о долгосрочной выгоде, а акционер – о сиюминутной. Мы довольны принятым решением”.

Внезапно Парьянт вскакивает из-за стола: “Какая встреча!” Потом объяснил, что встретил друга, с которым не виделся 10 лет: “Теперь он генеральный директор [российского представительства] Chanel, а в молодости мы вместе занимались марафонским бегом, но сейчас с этим уже покончено”.

Несмотря на солидный стаж работы, Парьянты пока не думают отойти от дел и заняться чем-нибудь для души: “Это невозможно. Если бы мы не были так влюблены в свое дело, то ничего бы не добились в жизни. Тем более что мы сейчас работаем уже не за деньги, а за идею”.

Как и положено основателям семейного бизнеса, Парьянты рассчитывают, что дети придут им на смену: “У брата два взрослых сына, у меня дочь. Каждый из них уже успел поработать по два-три года в нашей компании. Теперь они создали свои фирмы и делают более дорогую одежду, чем мы; на днях про них даже написал французский Elle. Но мы рассчитываем, что дети, набравшись опыта, все-таки вернутся в нашу компанию”.