“Евросеть” отключила своих продавцов


Продавцы-консультанты в салонах “Евросети” не имеют фиксированного оклада. Доход каждого продавца полностью состоит из процента от стоимости проданных им телефонов и операторских контрактов. В феврале продавцы “Евросети” перестали получать комиссионные за продажу контрактов “Би Лайн”, сообщил “Ведомостям” информированный сотрудник одной из компаний сотовой связи. Комиссионные отменены специальным распоряжением руководства сети, утверждает он. Это означает, что продавать услуги “Би Лайн” сотрудникам “Евросети” стало невыгодно. По данным коммерческого директора “ВымпелКома” по Московскому региону Михаила Яковлева, в этом регионе через “Евросеть” продается около 10% всех контрактов “Би Лайн”.

В “Евросети” информацию о распоряжении не подтвердили и не опровергли. Сколько и за что платить сотрудникам – внутреннее дело компании, заявил председатель совета директоров компании Евгений Чичваркин. Но осведомленный сотрудник “Евросети” на условиях анонимности подтвердил существование этого распоряжения.

“Мы знаем, что в “Евросети” существенно снижена мотивация консультантов за продажу контрактов “Би Лайн”, – утверждает и коммерческий директор “ВымпелКома” по Московскому региону Михаил Яковлев. По его словам, в результате в некоторых магазинах дилера можно услышать “некорректную информацию” про “Би Лайн”.

В решениях прошедшего в феврале собрания управляющих филиалами “Евросети” есть пункт, согласно которому контракты “Би Лайн” продаются только по запросу покупателей, рассказывает источник, знакомый с ситуацией в торговой сети. В нескольких салонах “Евросети”, куда под видом покупателей обратились корреспонденты “Ведомостей”, им прежде всего предложили подключиться к МТС и “МегаФону”. Но, если посетитель настаивал на покупке контракта “ВымпелКома”, его от этого не отговаривали.

“У “Евросети” и “ВымпелКома” всегда были сложные отношения”, – напоминает Эльдар Муртазин, аналитик Mobile Research Group. В 2002 г. “ВымпелКом” обвинил сеть салонов связи в невыполнении правил торговли своими контрактами и разорвал с ней отношения на полгода. Минувшей осенью “Евросеть” запустила в Иванове и Туле рекламные ролики с призывом обменять синие SIM-карты (цвет “Би Лайн”) на контракты МТС. “ВымпелКом” этот призыв не на шутку задел, и в декабре оператор подал в арбитражный суд Москвы иск о взыскании с “Евросети” 500 млн руб. (около $18 млн). Одновременно антимонопольная служба возбудила против дилера дело по факту недобросовестной конкуренции.

Решение “Евросети” ограничить продажу контрактов “Би Лайн” может быть реакцией именно на судебный иск, предположили в беседе с “Ведомостями” несколько аналитиков консалтинговых компаний, действующих на рынке сотовой связи. На условиях анонимности такую версию приводят и сотрудники “ВымпелКома”.

За последний месяц продажи контрактов “Би Лайн” в салонах “Евросети” Московского региона упали примерно на 5%, говорит Яковлев. “Действия “Евросети” – это палка о двух концах, так как они наносят ущерб и самому дилеру”, – добавляет он. Эти продажи частично перераспределились к другим дилерам, утверждает пресс-секретарь сотовой компании Юлия Остроухова, но опрошенные “Ведомостями” дилеры не заметили всплеска продаж контрактов “Би Лайн”. Но тем не менее конфликт конкурентам “Евросети” помог. “ВымпелКом” стал более лояльным к дилерам среднего уровня и предлагает им более интересные условия договоров”, – утверждает директор по маркетингу сети салонов связи “Беталинк” Антон Володькин.

“ВымпелКом” не намерен подавать еще один иск против “Евросети”. “Мы надеемся урегулировать этот конфликт путем переговоров”, – говорит Яковлев. “Евросеть” – крупнейший дилер, а “ВымпелКом” – второй по величине оператор, поэтому они так или иначе заинтересованы в полноценном сотрудничестве друг с другом”, – считает аналитик J’son & Partners Елена Полукарова.