ГЛОБАЛИСТ: Демократия, кажется


Американцы торжествуют – это слегка напоминает эйфорию периода крушения коммунизма. Продемократические силы становятся активнее на Ближнем Востоке – в Каире, Бейруте, Эр-Рияде – или, по крайней мере, так кажется. Американский журналист Томас Фридман написал о падении “берлинской стены” в арабском мире. Американские демократы с ужасом задаются вопросом: “Неужели Буш все-таки прав?” Неужели оккупация Ирака помогла пробуждению духа свободолюбия в регионе?

Нет сомнений, что политическая “инфекция” распространяется так же легко, как экономическая. В течение одного-двух лет после падения Берлинской стены коммунистические режимы Центральной и Восточной Европы растворились как дым.

Но вспомните революцию 1848 г. – зародившись в Париже, она как лесной пожар мгновенно перекинулась на Берлин, Вену и Будапешт. Старый режим рухнул. Но из-за нерешительности парламентариев большинство тех, кому было что терять, бросились искать защиты от революционной стихии у “сил стабильности”. В Восточной Европе прежние автократии были восстановлены, а во Франции народ демократическим путем избрал авторитарное правление Наполеона III. Сравнимый по силе прилив либерализма случился в Европе лишь 100 лет спустя.

На Ближнем Востоке американцам удалось, как на биллиарде, разбить шары ловким первым ударом, но они все равно не могут проконтролировать, какие шары попадут в какие лузы. Возьмем, к примеру, ситуацию в Ливане. Демонстрации в Бейруте, начавшиеся после убийства бывшего премьер-министра Рафика Харири, были восприняты на Западе как народное возмущение просирийским режимом президента Лахуда. Так было до тех пор, пока силы, симпатизирующие исламистскому и просирийскому движению “Хезболла”, не вывели на улицы множество своих сторонников. Международное сообщество под водительством США требует вывода сирийских войск из Ливана, но многие забывают, что они были введены в страну в 1976 г., чтобы не дать стране разорвать себя на части. Сирия была в свое время призвана в Ливан с согласия США и Израиля.

Смесь непримиримых религий, религиозных сект и политических кланов делает Ливан очень хрупким государством. За выводом сирийских войск, весьма вероятно, последует гражданская война. Из-за того, что насилие в Ливане было связано с израильско-палестинским конфликтом, судьба демократии в Ливане зависит от политического решения этого конфликта. Несмотря на недавние многообещающие шаги, мир остается эфемерным по одной простой причине – для появления жизнеспособного палестинского государства требуется деколонизация Израилем Западного берега реки Иордан. Для израильских политиков это задача невыполнимая. Так что триумфальные настроения как минимум преждевременны.

Есть и более весомый аргумент против внешней политики президента Буша. Американский президент исходит из принципа “цель оправдывает средства”. Этот подход пагубен не только тем, что служил оправданием самых отвратительных человеческих поступков, но и потому, что, как бы ни была благородна цель, дурные средства сказываются на результате. И они еще аукнутся президенту.

Демократия – лучший метод управления конфликтами. Но для того, чтобы демократические способы заработали, накал конфликта должен быть меньше. Демократия на Ближнем Востоке дается слишком большой кровью, чтобы вырасти здоровой.