Ходовой товар


На днях стало известно о том, что специализирующийся на ипотеке “ДельтаКредит” в конце прошлого года продал с премией портфель номиналом $10 млн бывшему “родственнику” – ДельтаБанку, который после смены владельца также решил заняться ипотекой. Для “ДельтаКредита” это был не первый опыт: в 2003 г. он продал Москоммерцбанку ипотечный портфель на $11 млн, а в 2004 г. – еще на $5 млн. А вчера Райффайзенбанк объявил о приобретении части ипотечного портфеля ГИБа на $3,3 млн. Райффайзенбанк купил закладные по ипотечным кредитам сроком 10 и 20 лет, обеспеченным недвижимостью в Москве и Московской области, клиенты переведены на обслуживание в Райффайзенбанк, уточняется в его пресс-релизе. Собственный объем ипотечных кредитов Райффайзенбанка составляет, по его данным, около $90 млн. Но сделку с ГИБом там считают “важной с точки зрения приобретения опыта на рынке вторичного обращения ипотечных кредитов в России”. Городской ипотечный банк выдал кредитов более чем на $50 млн и планирует проводить такие сделки регулярно, сообщил его председатель правления Николай Шитов. По его словам, кредиты были проданы выше номинальной стоимости, но размер премии Шитов не уточнил. “Это один из способов рефинансирования ипотечных банков и первый шаг к секьюритизации, – отметил Шитов. – Важно, что такие сделки стали появляться регулярно, что создает хорошую основу для развития вторичного рынка ипотеки и выработки единых стандартов по кредитам”. Ипотечные активы становятся “однородным продуктом”, который может обращаться на рынке, радуется Шитов.

Но сделок перепродажи ипотечных портфелей пока слишком мало, суммы незначительны – до $5–10 млн, а на развитом рынке речь должна идти об объеме порядка $100 млн, сетует и. о. предправления банка “ДельтаКредит” Игорь Садовский. “Но у нас в стране таких больших ипотечных портфелей еще не накоплено, – отмечает он. – С первым выпуском [ипотечных] облигаций можно будет говорить о зарождении рынка системного рефинансирования, отсутствие которого тормозит развитие ипотеки”. Мотивы участников сделки очевидны, рассуждает начальник управления розничных продуктов и услуг Международного московского банка (ММБ) Алексей Аксенов. Покупатель ипотечного портфеля приобретает клиентов, которым он может продавать еще какие-то услуги, а также опыт и технологии, которые могут оказаться полезными. “А продавцы поставили процедуру кредитования на поток и при этом не имеют длинных и больших денег, поэтому после выдачи кредита и заработка первоначальной комиссии могут продать портфель”, – говорит Аксенов.

В России единицы банков могут похвастаться большими объемами свободных и долгосрочных ресурсов, в первую очередь – иностранные, отмечает он. Не случайно в роли покупателя выступил Райффайзенбанк. По его словам, ММБ также “подумывает о возможном приобретении ипотечного портфеля”.