Изобилие закончилось


Неделю назад бюджетная комиссия под руководством Михаила Фрадкова определилась с будущим налоговой реформы. Вчера чиновники пытались понять, сколько денег будет в их распоряжении в 2006–2008 гг.

Фрадков категорически запретил членам комиссии комментировать любые итоги дискуссии, сказали “Ведомостям” несколько участников заседания. В пресс-релизе Белого дома говорится лишь, что комиссия договорилась верстать бюджет–2006 исходя из средней цены нефти Urals в $34 за баррель и обсудила некоторые расходы казны, включая “существенное увеличение оплаты труда работников бюджетной сферы”, военнослужащих и пенсионеров.

Как удалось выяснить “Ведомостям”, на самом деле за лаконичной формулировкой Белого дома скрывается неожиданный вывод: с 2006 г. в стабфонд отправлять будет нечего. Социальные расходы после монетизации льгот выросли настолько, что прогнозируемый бюджетный дефицит просто не получится иначе компенсировать, объясняет один из участвующих в расчете бюджета-2006 чиновников.

Бюджет–2005 сверстан исходя из цены на нефть в $26 за баррель, расчетный профицит – 278 млрд руб. Объем стабфонда на начало года – 522,3 млрд руб. По расчетам Центра развития (ЦР), за год он как минимум удвоится: при среднегодовой цене нефти $35/барр. в фонде будет около 1 трлн руб., а при цене $40 – 1,2 трлн руб. В 2006 г., исходя из цены в $34/барр., в стабфонд придет еще 580 млрд руб., подсчитала Наталья Акиндинова из ЦР.

Повышенную нагрузку на бюджет создает план Фрадкова удвоить к середине 2008 г. пенсии и зарплаты бюджетников. Такое обещание премьер дал 9 февраля, выступая в Госдуме. Во сколько это обойдется казне, тогда никто не знал. Теперь чиновники подсчитали, что двукратный рост только номинальных зарплат с учетом помощи регионам в 2006–2008 гг. потребует порядка 250–400 млрд руб. ежегодно. При этом, даже не повышая пенсии, надо будет покрывать дефицит бюджета Пенсионного фонда – это еще около 250–300 млрд руб. в год. Кроме того, чиновники собирались пустить в 2006 г. 325 млрд руб. на инвестиционные расходы бюджета (федеральные целевые программы и финансирование отраслевых стратегий). В 2005 г. траты по этим статьям составят 275 млрд руб.

“При таких расходах дефицита в 2006 г. не будет, только если прекратить пополнение стабфонда”, – резюмирует один из федеральных чиновников. Правительство собирается резко повышать расходы, другой рукой облегчая налоговое бремя, возмущается другой чиновник. Зато от мысли снижать ставку НДС до 13% уже в 2006 г., как предлагал Фрадков, члены комиссии теперь очень далеки, замечает он.

Никаких решений о том, как компенсировать дефицит, комиссия не приняла. К следующему заседанию Фрадков поручил ведомствам найти способ увеличить бюджетные доходы. Например, увеличить собираемость налогов, от некоторых из которых до казны доходит ненамного больше половины. Чиновникам надо повышать эффективность расходов, а не наращивать их, пользуясь аномально высокими ценами на нефть, сетует Илья Трунин из Института экономики переходного периода.