КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Утолили жажду


В последние две недели в фокусе внимания деловой прессы, инвесторов и аналитиков оказалась компания, носящая неаппетитное название Экспериментальный консервный завод “Лебедянский”. Производителю соков из Липецкой области удалось на редкость выгодно разместить акции на бирже: в момент превращения компании из частной в публичную рынок оценил ее в $760 млн, а в первый день торгов цена компании поднялась до $800 млн.

“Лебедянский” – один из крупнейших производителей сока в России, и его IPO могло бы стать просто одним из подтверждений бесспорного факта: продовольственный бизнес в России вырос из коротких штанишек. Но отдав за акции комбината запрошенную его владельцами цену, инвесторы загадали рынку серьезную загадку. Они оценили “Лебедянский” во столько же, сколько стоит его значительно больший и значительно раньше вышедший на биржу конкурент – “Вимм-Билль-Данн – Продукты питания” (ВБД). При продажах, обгоняющих “Лебедянский” более чем вдвое, ВБД стоит чуть больше тех же $760 млн.

О причины этого явного несоответствия и его последствия для рынка за эту неделю уже сломано много копий. Основных версий произошедшего названо три. Согласно первой, “Лебедянский” получил приз за то, что сосредоточился на увеличении эффективности работы в узком сегменте продовольственного рынка, а не на механическом наращивании объема продаж. Эта версия вполне подтверждается тем, что зарабатывает “Лебедянский” на каждом литре сока действительно больше, чем тот же ВБД. Однако перед самым размещением стало известно, что липецкий комбинат вовсе не ставит себе целью и дальше оставаться чисто соковой компанией: по официальным данным, он готовится начать выпуск минеральной воды, а по просачивающимся из компании сведениям, не за горами и открытие молочного направления. Если это так, то по ассортименту продуктов “Лебедянский” скоро станет неотличим от основных конкурентов и потеряет свою “сфокусированность”; покупая его акции, инвесторы не могли не принимать этого в расчет.

Согласно второй версии, рынок долгое время недооценивал российские продовольственные активы и размещение “Лебедянского” станет толчком к быстрой переоценке. Действительно, после IPO липецкого комбината акции того же ВБД начали расти – но поднялись с прошлой пятницы не в разы, а лишь на 4,8%. Конкуренты “Лебедянского” не спешат закладываться на быстрое подорожание своих компаний. Например, руководство петербургского “Мултона”, ведущего переговоры о продаже с американской Coca-Cola, уже заявило, что итоги прошедшего на прошлой неделе IPO на ход переговоров не повлияют.

Третья версия кажется самой убедительной или, по крайней мере в отличие от первых двух, не имеет серьезных контраргументов. Согласно ей, инвесторы просто истосковались по новым российским эмитентам, тем более с относительно нового для них потребительского рынка, и именно поэтому оказались готовы заплатить столько, сколько попросят. Так ли это, станет понятно довольно скоро: в этом году предложат инвесторам свои акции еще несколько крупных “потребительских” компаний. Их владельцы тоже не прочь заработать, и теперь они, видимо, будут рассчитывать на сговорчивость инвесторов.