Льготы не нужны


Свободный таможенный склад понадобился СП “GM-АвтоВАЗ” под проект выпуска Chevrolet-Viva, который на начальном этапе производства почти на 90% будет состоять из импортных комплектующих. Правительство думало над просьбой СП об организации склада около года и дало разрешение только 12 декабря. Чтобы пользоваться льготой, “GM-АвтоВАЗ” должен был попросить у таможни лицензию на учреждение склада. Но, по словам представителя “GM-АвтоВАЗа” Ирины Шемякиной, такую заявку в Федеральную таможенную службу ее компания еще не подавала. “Мы ждем постановления правительства о снижении ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты для промышленной сборки автомобилей. А решение о складе будет принято в зависимости от положений этого документа”, – пояснила она.

Впрочем, как рассказал “Ведомостям” источник, близкий к “АвтоВАЗу”, СП может так никогда и не воспользоваться с трудом полученными льготами, поскольку за это выступает один из акционеров – концерн General Motors. GM уже вынес вопрос об отказе от режима таможенного склада на рассмотрение заседания совета директоров СП, назначенного на 23 марта. “АвтоВАЗ” сейчас думает над этим предложением”, – говорит собеседник “Ведомостей”.

Официальные представители GM и “АвтоВАЗа” от комментариев на эту тему воздержались. Но о сомнениях “GM-АвтоВАЗа” по поводу предоставленных льгот знают и чиновники правительства. “Технически выполнение инструкций таможенников по организации свободного склада – тяжелое дело. Даже высота забора вокруг склада утверждается таможней. Ежегодно необходимо согласовывать квоты на ввоз машкомплектов, возникают определенные сложности с получением сертификата страны происхождения. Да и льготы в полном объеме СП не нужны”, – рассказывает источник в профильном министерстве. Поэтому, по его мнению, GM предпочтет дождаться снижения пошлин на автокомпоненты.

Много времени на раздумья у “GM-АвтоВАЗа” нет, считают эксперты. Налоговые льготы необходимы, чтобы удержать цену на Viva, считает аналитик ОФГ Елена Сахнова. Пока это не очень удается: еще до появления автомобиля в розничной продаже, с 1 марта, СП повысило цену на Viva на 10% до $13 100 в базовой комплектации. “Беспошлинный ввоз компонентов сказался бы на снижении цены автомобиля до уровня $11 000–11 500. А без льгот выпуск Viva на первых порах не будет приносить прибыли”, – отмечает Сахнова.

Но источник, близкий к “АвтоВАЗу”, утверждает, что это не так, ведь в ближайшее время на заводе заработают цеха сварки и окраски кузовов для Chevrolet-Viva, а в перспективе машина будет почти целиком состоять из российских комплектующих. А руководитель комитета по техурегулированию Объединения автопроизводителей Игорь Коровкин думает, что в любом случае ожидание “GM-АвтоВАЗ” не затянется. По мнению замруководителя департамента Минэкономразвития Андрея Кушниренко, постановление о снижении пошлин может быть принято после заседания правительства 19 мая, на котором будут обсуждаться перспективы российского автопрома.