Патриотический уголок


В буклете к выставке “Царь-освободитель” директор Государственного Исторического музея Александр Шкурко пишет, что пора очистить слово “патриотизм” от “ругательного смысла” и начать гордиться историей нашей родины, какой бы сложной и драматичной она ни была. Действительно, пора. Причем не только из высших нравственных соображений.

Отечественная история во всей ее упомянутой противоречивости богатейший источник не только для ученых и общественно-политических дискуссий, но и кладезь сюжетов для массовой культуры. Чему свидетельство – рассчитанный коммерческий успех фильма “Турецкий гамбит”, действие которого происходит во время русско-турецкой войны. А эта война, освободившая братьев-славян от мусульманского ига, – одно из главных событий, свершившихся во время царствования Александра II.

Главнее только отмена крепостного права и реформы, с ней связанные. А что может быть актуальней сегодня в исторической тематике, как не национальные особенности отечественного госреформирования. Сначала все требуют перемен, потом долго с их результатами мучаются. Так что выставка обещала быть интереснейшей.

Первое разочарование – она оказалась очень маленькой. В два зала были втиснуты исторические свидетельства 26-летнего, совсем не тихого царствования императора-освободителя, первого российского самодержца, погибшего в результате террористического акта. Подлинных личных императорских вещей на выставке не много, видимо, бюджет не позволил занять экспонаты у других музеев. Подбор экспонатов тоже удивляет. Особенным вниманием первых зрителей пользовался флакон для духов, заказанный государем знаменитому ювелиру то ли для очень больной в то время жены, то ли для главной его сердечной пассии – княжны Екатерины Долгоруковой. Вещица, конечно, изысканно-роскошная, но не об известной по тоннам массовой литературы любвеобильности царя-освободителя на выставке речь. Это интригующая, но отдельная и очень большая тема, к возрождению патриотизма отношения не имеющая.

Зато на выставке можно увидеть вещи символические, знаковые, всегда останавливающие внимание. Например, стеклянный крестик, сделанный из осколка окна разбомбленной 1 марта 1881 г. царской кареты. Или гусиное перо, которым Александр II подписал журнал заседания Общего собрания Государственного совета об упразднении крепостного права. Саблю, подаренную ему после падения Плевны, и фотографию дома, в котором Александр II жил в болгарской деревне Студень во время русско-турецкой войны. Дом этот совершенно крошечный, в таком не захотела бы ночевать и мелкая сошка из нынешней президентской охраны. Двухэтажная халупа, кстати, очень точно воспроизведена в “Турецком гамбите”. Значит, не хвастались авторы фильма, когда говорили об исторической достоверности воспроизведенных на экране бытовых реалий.

Упоминание фильма, чьи кадры до тошноты, как и всякая реклама, маячат по “Первому каналу” почти месяц, наверняка раздражает серьезных музейных работников. Хотя их-то эти замыленные кадры должны только радовать. Массовая культура не только искажает историю, но и устраивает ей отличный промоушен.

В идеале так. Посмотрел кино, прочел романчик и задумался, а как же оно было на самом деле. Пошел в Исторический музей. И убедился: вот сабля, вот фотография, вот наградная серебряная георгиевская труба “За разбитие и пленение Турецкой армии под Плевной”. Вот научное объяснение (или перечисление версий) обстоятельств ведения войны. Император был, Фандорина не было.

Но Исторический музей вот уже полтора десятилетия не может открыть постоянную экспозицию, так что пока про времена царствования Александра II можно узнать только на маленькой выставке, понятной для тех, кто хорошо знает историю и уверен, что реформаторы прошлого, в отличие от нынешних, трудились во благо страны, а не для личного обогащения. То есть для уже готовых патриотов, не зацикливающихся на сложностях и противоречиях отечественной истории.

Выставка продлится до 25 апреля.