Справятся сами


Последние 11 лет тарифы естественных монополий растут быстрее, чем цены остальных производителей, говорится в презентованном вчера докладе ФБК. Электроэнергия за это время подорожала в 677 раз, железнодорожные перевозки – в 726,5 раза, а газ – в 1240 раз, при том что независимые компании подняли расценки в среднем в 612 раз. Эксперты считают, что монополисты постоянно завышают свои требования. Правительство, как правило, утверждает меньшие тарифы, чем просят РАО ЕЭС, “Российские железные дороги” и “Газпром”, но финальные расценки все равно высоки, говорит директор по стратегическому развитию ФБК Игорь Николаев.

Привести тарифы к нормальному значению может сам рынок, если государство перестанет их регулировать, говорится в докладе. Закону о естественных монополиях это не противоречит, напоминают эксперты ФБК. Разрешив монополистам самостоятельно определять расценки на свои услуги, правительство сможет контролировать цены с помощью антимонопольного законодательства. При этом ответственность за завышенные тарифы будет лежать на самих естественных монополиях, и недовольные потребители смогут судиться с ними. Сейчас это затруднительно, так как формально за уровень тарифов естественных монополий отвечает правительство.

Монополисты не прочь остаться без госопеки. Правительство устанавливает тарифы, исходя из нормативной рентабельности, что не стимулирует инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, поясняет вице-президент РЖД Борис Лапидус. По его словам, компания готова фиксировать тарифы на три года подряд, “чтобы не тревожить потребителей”. Представитель “Газпрома” Сергей Куприянов называет расчеты ФБК “интересными”. Правда, госрегулирование тарифов монополий нацелено не только на контроль за их ценами – так чиновники могут быть уверены, что потребители не останутся, например, без электричества, замечает директор экономического департамента РАО ЕЭС Игорь Кожуховский. Впрочем, закон и так обязывает монополистов бесперебойно поставлять свою продукцию гражданам и организациям. Опрошенные “Ведомостями” промышленники признают, что нынешняя модель госрегулирования слабо мотивирует естественные монополии к снижению тарифов.

Но опережающий рост их цен еще не повод, чтобы отменять контроль со стороны государства, убеждена советник председателя Федеральной тарифной службы Ольга Аллилуева. Утвержденные планы реформ монополий и так предполагают постепенный переход к рыночному ценообразованию, напоминает замдиректора Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Правда, говорит он, отменить госрегулирование тарифов на перевозку нефти, нефтепродуктов и некоторых других видов сырья можно уже сейчас, поскольку у РЖД здесь и так есть конкуренты в лице “Транснефти”, “Траснефтепродукта” и частных перевозчиков. Правительство постепенно повышает тарифы для естественных монополий, чтобы обеспечить их инвестициями и отменить перекрестное субсидирование населения за счет промышленности, добавляет руководитель департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. Если монополии начнут устанавливать тарифы по своему усмотрению, это приведет к непрогнозируемому скачку цен и ударит по промышленным потребителям, добавляет он. “Такие предложения не вписываются в сложившиеся реалии”, – считает Клепач.