Toyota и Nissan не спешат в Россию


Вчера глава представительства японской Sumitomo Corp. на Дальнем Востоке Ясуси Окуяма заявил, что автопроизводители Японии не готовы к выходу на российский рынок, поскольку у них есть более привлекательные проекты в других странах. А руководитель российского представительства японской Mitsubishi Heavy Industries Ито Дзюн, как передает “Интерфакс”, сказал, что Toyota исследовала качество российских автокомпонентов и в результате отказалась от идеи открывать производство в России.

Toyota в прошлом году заявила, что планирует наладить выпуск машин на Северо-Западе. Организовать производство в России решила и Nissan. Воодушевил японцев непрекращающийся спрос россиян на иномарки. Toyota в 2003 г. продала в России 25 075 машин, а в 2004 г. – уже 43 867. Nissan увеличила продажи с 9470 до 28 438.

“Мы не отказались от идеи организовать производство в России, – сказала вчера “Ведомостям” менеджер по PR российского представительства “Ниссан Мотор РУС” Татьяна Натарова. – Как и раньше, мы обсуждаем три варианта: собирать наши машины на заводе [нашего партнера] Renault в Москве, строить завод с нуля или же создавать СП с российским автозаводом”. Представитель Toyota Motor Europe Джун Масуи заявил “Ведомостям”, что компания продолжает изучать возможность создания производства в России.

Но представитель Sumitomo Heavy Industries Ясуси Окуяма утверждает, что японские автопроизводители разочаровались в российском рынке. “Мы не нашли историю успеха российской автомобильной компании, поэтому эта отрасль остается для нас очень рискованной”, – сказал Окуяма. “Мы готовы вкладывать, но только в том случае, если уверены, что инвестиции будут приносить прибыль в течение долгого времени, – добавляет Ито Дзюн из Mitsubishi Heavy Industries. – Пока уверенности в этом нет”. По его словам, Toyota пришла к выводу, что ее потенциальные российские партнеры не смогут выдержать ее высоких стандартов. “Для производства автокомпонентов привлекается огромное число субподрядчиков, что на данный момент затруднительно в России, – поясняет Ито. – Кроме того, компания не уверена, что российский партнер сможет придерживаться принципа производства “без запасов”, “с колес”, когда комплектующие не хранятся на складах, а сразу поступают в сборку”. Впрочем, директор Японского центра в Нижнем Новгороде Хироо Танэмура считает, что Toyota еще может начать проект в России, но для принятия такого решения понадобится полгода или год.

Руководитель аналитического отдела компании “Метрополь” Андрей Руденко считает, что проблемы с комплектующими и субподрядчиками не могут повлиять на решение японских компаний не начинать в России свои производства. “Российский рынок очень перспективен, и именно на это они будут ориентироваться в первую очередь”, – говорит Руденко. Он напоминает, что Toyota открывала совместный с Peugeout завод в Чехии – стране, где не производились современные машины, и это не помешало успеху проекта. “Сначала локализация там была 5%, потом все больше и больше, – говорит Руденко. – Но идти по этому пути надо, ведь европейские производители уже начали создавать в России свои производства и таким образом получать конкурентные преимущества”.