Доходное место


Выручка “Яndex” по GAAP в прошлом году составила $17 млн, прибыль – $7 млн. Об этом вчера заявил гендиректор компании Аркадий Волож. По его словам, выручка компании за последние два года выросла в 10 раз с $1,7 млн в 2002 г.

Приносит прибыль и интернет-бизнес его основного конкурента – поисковой системы Rambler. Ранее Rambler не публиковал свою отчетность. Но сейчас он готовится к IPO в Лондоне, и группа раскрыла свои показатели потенциальным инвесторам. В отчете “Атона” (одного из консультантов Rambler по IPO) приводятся предварительные финансовые показатели Rambler Media за 2004 г. Выручка группы составила $12,5 млн, причем бизнес в Интернете принес ей $7 млн. Чистые убытки группы в прошлом году составили $3,2 млн – в основном из-за телепроекта Rambler TV, принесшего $3,5 млн убытков. А на работе в Интернете Rambler заработал $0,7 млн чистой прибыли.

Доходным оказался и интернет-бизнес “РосБизнесКонсалтинга” (РБК), опубликовавшего на прошлой неделе свои предварительные итоги за 2004 г. В прошлом году РБК заработал на интернет-рекламе $20,5 млн, 75% доходов от нее принес портал www.rbc.ru. РБК не публикует прибыль от продажи рекламы, но общая его прибыль составила $10,9 млн, выручка – $75 млн.

Из крупных российских интернет-порталов финансовые показатели пока не предоставляет Mail.ru. Но его бизнес является прибыльным, говорит вице-президент Mail.ru Анна Артамонова. А гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин добавил, что в прошлом году доходы портала удвоились.

Участники рынка говорят, что Интернету удалось заинтересовать рекламодателей из малого и среднего бизнеса. По словам Аркадия Воложа из “Яndex”, на них приходится большая часть из 20 000 компаний, размещающих рекламу на его портале. Он радуется, что большое число относительно маленьких клиентов позволяет уменьшить зависимость от крупных заказчиков и делает бизнес стабильным. С ним соглашается гендиректор РБК Юрий Ровенский, по словам которого сейчас Интернетом пользуются такие заказчики, рекламу которых никогда не встретишь на биллбордах и телевидении.

А председатель совета директоров ru-Net Holdings (владелец 34% акций “Яndex”) Леонид Богуславский отмечает, что быстро расти интернет-компаниям сейчас помогает совпадение сразу нескольких факторов. По его словам, сейчас значительно выросло число пользователей Интернета и время, которое проводит в он-лайне каждый из них; бурно развивается российский рынок рекламы, и особенно рекламы в Интернете.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2004 г. реклама в Интернете была самым динамично развивающимся сегментом российского рынка рекламы, ее объем составил $30 млн – на 67% больше, чем в 2003 г. При этом АКАР не учитывал контекстную рекламу, признает гендиректор агентства AdWatch, член экспертного совета АКАР Лев Глейзер. По оценке Аркадия Воложа, контекстная реклама принесла российским интернет-компаниям в 2004 г. еще $15 млн доходов. А Юрий Ровенский из РБК считает, что весь объем российского рынка интернет-рекламы составил около $50 млн.

Впрочем, президент рекламного агентства IMHO VI Арсен Ревазов считает, что “Яndex” завысил вдвое доходы от продажи баннерной рекламы, т. е. приблизительно на $2 млн. А данные компаний по доходам от продаж контекстной рекламы проверить вообще невозможно, заметил Ревазов. Однако то, что российский рынок рекламы сейчас бурно растет, признает и он.

Глейзер уверен, что благополучие Рунета рано или поздно вызовет ревность со стороны крупнейших мировых игроков этого рынка – Google, Yahoo! и MSN (принадлежит Microsoft), которые неизбежно появятся здесь. Он считает, что россиянам будет непросто противостоять иностранцам. Например, Google удалось несколько лет назад с нуля занять лидирующие позиции в немецком сегменте Интернета. Но Аркадий Волож сомневается, что у иностранцев получится совершить блицкриг. По его словам, значительную часть доходов интернет-компаниям сейчас приносят регионы, а наладка взаимоотношений с регионалами требует немало времени.