КамАЗ продал “Оку”


Вчера КамАЗ отчитался перед Федеральной службой по финансовым рынкам о том, что продал 74,253% акций ЗМА. В сообщении не было сказано, кто теперь владеет этим пакетом. Пресс-секретарь КамАЗа Ирина Быстрова заявила “Ведомостям”, что акции ЗМА не проданы стороннему покупателю, а “в рамках программы оптимизации структуры собственности” переведены на баланс другой компании группы. Назвать нового собственника акций она отказалась.

Однако менеджеры сразу двух крупных российских автозаводов рассказали “Ведомостям”, что КамАЗ договаривается о продаже ЗМА “Северсталь-Авто”. “Именно на этой площадке в Набережных Челнах “Северсталь-Авто” может начать сборку внедорожника Rexton по лицензии корейской компании SsangYong”, – сказал один из собеседников “Ведомостей”. Другой источник говорит, что стороны уже подписали некое предварительное соглашение о покупке завода. “До завершения сделки им еще надо решить много вопросов, один из которых – будет ли продолжен выпуск “Оки” после смены собственника”, – сказал топ-менеджер.

Соглашение о лицензионной сборке было подписано в декабре прошлого года, и с того момента “Северсталь-Авто” ищет площадку для производства Rexton, запуск которого намечен на конец этого года. Однако вчера пресс-служба “Северсталь-Авто” официально опровергла информацию о том, что компания купила пакет акций ЗМА. Гендиректор “Северсталь-Авто” Вадим Швецов не стал отвечать на вопрос “Ведомостей” о том, ведутся ли с КамАЗом переговоры о покупке ЗМА, заявив, что компания пока не определилась с площадкой для сборки Rexton. “Мы рассматриваем по-прежнему различные варианты – как “грин-филд”, так и “браун-филд”, – заявил он “Ведомостям”, отметив, что второй вариант компании кажется более привлекательным.

А один из членов совета директоров КамАЗа рассказал “Ведомостям”, что задача выведения ЗМА из структуры группы стояла уже давно, так как завод по сути был непрофильным: большинство предприятий группы “КамАЗ” задействовано в производстве грузовиков, а ЗМА работал самостоятельно в совершенно другой нише – малолитражных автомобилей. Однако о том, есть ли у КамАЗа реальные предложения по продаже ЗМА, он не знает. “Вопрос о продаже ЗМА не выносился на совет директоров, его решение входит в компетенцию генерального директора”, – говорит член совета.

А вот Вячеслав Смольянинов из “УралСиба” отмечает, что если “Северсталь-Авто” ищет уже готовую площадку для сборки Rexton, то вариант лучше, чем ЗМА, вряд ли можно подобрать. “Вывод с баланса КамАЗа акций ЗМА вполне может свидетельствовать о том, что какие-то переговоры действительно ведутся, и если перевод акций с баланса КамАЗа – еще не продажа их “Северсталь-Авто”, то один из этапов подготовки к сделке”, – замечает он. Смольянинов отмечает, что кроме ЗМА из существующих площадок для Rexton мог бы подойти ТагАЗ, “Ижавто” или “Рослада”. “Но в отличие от ЗМА собственники этих предприятий пока не думают об их продаже”, – говорит он. По оценке Смольянинова, стоимость ЗМА может составить несколько десятков миллионов долларов.