Короли черно-белого царства


Пока фестиваль “Мода и стиль в фотографии” не показал ничего нового и даже, смею сказать, интересного. И как же это хорошо! Огромные манежные экспозиции первых выпусков московских фотобиеннале, которые устраивает пугающе неутомимая Ольга Свиблова, так мощно били в глаз образами великих фотографов, что хотелось зажмуриться. И вообще, визуальная среда будней нашего века так красочна, изобретательна и агрессивна, что глазу хочется тишины и покоя.

На этот раз (правда, открылась только половина намеченных выставок) можно смотреть широко раскрытыми глазами. На фестивале показывают просто приятные ретроспекции авторов очень хороших и знаменитых, но все же не самых первых лиц фотографической истории и современности.

Вот, например, Марк Рибу – представитель французской школы лирической репортажной фотографии. Он, конечно, не великий Картье-Брессон, но тоже умеет видеть жизнь, а не подсматривать за ней. Поэтому и советские люди, и китайцы, и парижане выглядят на его фотографиях одинаково – как живые.

Как люди выглядят голливудские кинозвезды прошлого века на фотографиях Эдварда Штайхена. Не как обычные люди, конечно, потому что Чарли Чаплин, Марлен Дитрих и Грета Гарбо были людьми необыкновенными, но все же не идолами коммерческой киноиндустрии. “Она подняла волосы, и словно солнце взошло из-за темных облаков. Красота ее восхитительного лица засияла в окончательной ясности”, – вспоминал Штайхен обстоятельства съемки божественной Греты.

Или Хорст П. Хорст, сделавший за долгую жизнь несколько классических снимков для главных журналов моды. На его огромной выставке череда композиционно тщательно выстроенных фотографий шикарных дам с тонкими щиколотками начинает утомлять своим элегантным однообразием. Но это очень приятное утомление.

Особняком, на последнем этаже Московского дома фотографии, словно на чердаке подсознания, расположилась выставка затейника Джоэла-Питера Уиткина, специалиста по уродцам и уродству. Как в ярмарочных балаганах показывали бородатых женщин, так и Уиткин в своих причудливых фотоколлажах, стилизованных под старую живопись, демонстрирует разных диковинных гермафродитов и противные сюрреалистические сценки. Их искусственность и цитатность настолько очевидны, что Уиткин больше смешит, чем пугает.

В Галерее Зураба Церетели тоже черно-белое царство. Даже фотографии, посвященные съемкам первого и последнего фильмов про Джеймса Бонда, не в цвете и скромного формата. Стиль их безупречно прост. И портреты кинозвезд, только в основном европейских, а не голливудских, Анжело Фронтони тоже черно-белые и как-то по-будничному привлекательные. Зато мир индийского Болливуда показан на отличных снимках Джонатана Торговика во всем своем пестроцветье – радости бедных.

В общем, на выставки “Моды и стиля в фотографии” стоит идти в надежде на приятные, а не сильные впечатления. Но если кому-то захочется натужного и яркого креатива, то пусть отправляется в ГУМ, здесь хвастаются своими фотодостижениями отечественные журналы про моду и красивую жизнь.