НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Наследие ислама


Сокровища исламской архитектуры. – М.: Белый город, 2004

Книга, о которой пойдет речь, – сводная, итоговая, универсальная. Под одной обложкой ясно и вкусно систематизировано монументальное наследие Средних веков в бывших и настоящих мусульманских странах. Подробно и толково описаны и, главное, показаны шедевры Малой и Средней Азии, Испании, Северной Африки, Индии. Крупный план, аэрофотосъемка, интерьеры, древние миниатюры. То есть визуальный ряд выстроен так, чтобы показать шедевр во всех ракурсах.

К сожалению, качество некоторых изображений сильно подкачало. Что для исламского искусства катастрофично, поскольку оно предполагает разглядывание. Зато статьи, кто бы их ни писал, чрезвычайно внятны и поучительны. Ненавязчиво, умно и без пафоса они ориентируют в исламской архитектуре. И через понимание зодчества подводят читателя к исламской космогонии в целом.

Исламская архитектура функциональна, поскольку красивое в эстетике ислама полезно. Отсюда математический расчет во всем, включая орнамент.

Исламское зодчество – это апофеоз плоскости, ставшей объемом. Это живое пространство, полученное из пустоты математическим образом. Простое в основе, возведенное умножением до сложного на выходе. Смотреть на эти сооружения можно бесконечно. Потому что каждый раз они рождаются на твоих глазах заново.

Все вышесказанное касается каждого из разделов альбома. Первый из них – “Святыня”. Речь о куполе Скалы в Иерусалиме и, главное, о мекканской Каабе, великой ступице исламского мира, куда сходятся радиусы земного круга мусульманской жизни. Подробно описаны и показаны Заповедная мечеть с черным кубом. И легендарные ключи от Каабы. И сам черный камень-астероид в массивной оправе.

Второй раздел – “Мечети”. Представлены три основных типа этих сооружений. “Арабская мечеть” – крытый кровлей двор, обнесенный по периметру стеной с акцентом по направлению к Мекке. Самый потрясающий по эпичности проект – большая мечеть аль-Мутаваккиля в Самарре, нынешний Ирак (IX в.). На фоне грандиозного спирального зиккурата все изыски нашего конструктивизма – детская игра в кубики. Из доступных “арабских мечетей” – крупнейшая (125 х 175 м) из крытых Большая мечеть Кордовы в Испании (VIII–X вв.).

Теперь “иранская мечеть”. Это, как правило, четыре массивных портала, или айвана, с небольшим куполом в глубине. Они расположены по периметру четырехугольной галереи, которая образует внутренний двор. Первым среди величайших образцов такого типа является Соборная мечеть в Исфахане, нынешний Иран (IX в.).

Из доступных – комплексы Бухары и Самарканда (XII в.).

Ну и “турецкая мечеть” – самая молодая среди перечисленных. Византийская традиция, купол на многограннике стен. Ренессансная идея Божественного круга, вписанного в земной квадрат, – если рассмотреть мечеть в проекции на плоскость. Узнаваемые образцы “турецких мечетей” находятся, само собой, в Стамбуле. Это импозантная Голубая мечеть – и великая Сулеймания Синана.

Но главный шедевр все же не здесь. А в Эдирне, что в двух часах от Стамбула. Это мечеть султана Селима работы все того же “турецкого Микеланджело” – Синана. Кульминация османского зодчества, наивысшая точка покоя, апофеоз.

Ее и нужно видеть – обязательно.