США не отдадут “Газпрому” Грузию


В феврале в интервью La Stampa президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что страна может продать свою трубопроводную систему и ведет переговоры по этому поводу с “Газпромом”. Сейчас он использует находящуюся в госсобственности грузинскую трубу для транзита газа в Турцию и Армению. Пропускная система трубопроводов, по данным Reuters, – около 7–8 млрд куб. м газа в год. Трубы сильно изношены, а их реконструкция требует $200 млн в течение пяти лет. Сейчас через Грузию идет поток газа в два раза меньший, чем в советское время.

Вчера посол США в Грузии Ричард Майлс на конференции по развитию нефтегазовой отрасли в Тбилиси заявил, что грузинская приватизация “не должна создавать проблемы стратегическим интересам и безопасности” страны. По его мнению, система грузинских магистральных газопроводов должна остаться в госсобственности – частный владелец по определению станет монополистом. Идеолог грузинской приватизации – госминистр по вопросам экономических и структурных реформ Каха Бендукидзе в ответ заявил “Интерфаксу”, что на самом деле Майлса беспокоит не безопасность Грузии, а возможное усиление конкуренции со стороны “Газпрома”. По мнению Бендукидзе, американцы взялись лоббировать интересы инвесторов строящегося южнокавказского газопровода с азербайджанского месторождения Шах-Дениз в Турцию. Шельфовые запасы каспийского Шах-Дениза – 1 трлн куб. м газа и 300 млн куб. м конденсата. Участники проекта стоимостью $3,2 млрд – британская BP (25,5%), норвежская Statoil (25,5%), азербайджанская ГНКАР (10%), принадлежащая “ЛУКОЙЛу” компания LUKAgip (10%), иранская NICO (10%) и турецкая TPAO (9%).

В любом случае газопроводы “нельзя приватизировать, пока не будет обеспечена энергетическая безопасность страны”, убежден противник продажи “Газпрому” грузинской трубы, председатель финансово-бюджетного комитета парламента Грузии Роман Гоцеридзе. Переход газовых магистралей к России может закрепить зависимость Грузии от российского топлива, поясняет он. Так, “Газпром”, купив трубу, сможет препятствовать доступу в Грузию азербайджанского газа – проект “Шах-Дениз” предполагает такие поставки. Уверенность депутата основана на том, что с коммерческой точки зрения изношенные грузинские газопроводы не могут интересовать “Газпром”, а значит, купить их он хочет с отличными от просто бизнеса целями. При этом такая сделка будет, например, гарантировать снабжение газом “стратегического партнера России – Армении”, считает он. Парламент, по его словам, не поддерживает приватизацию, а в правительстве за нее выступает только Бендукидзе.

США стремятся помешать экспансии “Газпрома” в Грузии исходя из политических соображений, считает Лев Сныков из “Совлинк Секьюритиз”: Грузия для них – транзитный маршрут для каспийского топлива. Поэтому США не заинтересованы в расширении присутствия “Газпрома” в Грузии, резюмирует эксперт.

Переговоры о возможности приватизации грузинских магистральных газопроводов “Газпром” начал вести еще с правительством Эдуарда Шеварднадзе в 2003 г. Член правления “Газпрома” Михаил Аксельрод говорил тогда “Ведомостям”, что компания заинтересована в приобретении грузинских магистральных газопроводов для экспорта через них газа в Турцию и Армению. Вчера представитель “Газпрома” подтвердил, что его компания по-прежнему заинтересована “в приватизации объектов газового хозяйства Грузии”.