“Волготанкер” выставлен на продажу


Начальник аналитического управления Газпромбанка Сергей Суверов удивляется, что среди переговорщиков не упоминаются нефтяные компании. А из тех, что были названы, явных фаворитов, по его мнению, нет, а основная борьба может развернуться между Генераловым, Олерским и “Альфа-Эко”: “Генералов и “Альфа” – солидные в политических кругах фигуры, а Олерский поборется за “Волготанкер”, чтобы Волжское пароходство доминировало в перевозках на Волге”.

Большую часть своего пакета – около 60% – менеджеры “Волготанкера” получили от “ЮКОСа” в середине 2000 г. “Мы продали акции менеджменту пароходства, с которым нас связывают давние партнерские отношения”, – говорил возглавлявший тогда “ЮКОС” Михаил Ходорковский. А председатель совета директоров “Волготанкера” Александр Александрович уточнял, что пакет перешел под контроль “группы физических лиц”, в том числе его самого. В начале 2003 г. менеджеры купили у инвестфонда Baring Vostok еще более 13% акций “Волготанкера”, а в июне 2003 г. Александрович объявил, что менеджмент контролирует 78% акций пароходства.

В августе 2004 г., в разгар дела “ЮКОСа”, самарская прокуратура обвинила “Волготанкер” в уклонении от уплаты налогов в 2002–2004 гг. на 300 млн руб. В декабре налоговики предъявили пароходству претензии за 2001 г. на 715 млн руб., проверки за 2002–2003 гг. еще продолжаются. В январе 2005 г. налоговые органы добились ареста счетов и части имущества “Волготанкера”, а в феврале самарская прокуратура предъявила шести его руководителям обвинения в мошенничестве и отмывании доходов.

Пока “Волготанкеру” удается держаться на плаву, но его менеджеры-владельцы, похоже, устали от борьбы.

В середине января они начали искать покупателя на свой пакет, рассказали “Ведомостям” топ-менеджеры трех компаний, получивших предложения о покупке 80% акций “Волготанкера”. Еще раньше – в декабре 2004 г. – для поиска покупателей они наняли Deutsche Bank, рассказали два сотрудника “Волготанкера”. Представитель Deutsche Bank Ольга Подойницына не стала комментировать эту информацию, однако источник, близкий к банку, подтвердил, что по заказу менеджеров “Волготанкера” Deutsche Bank ищет покупателя на их пакет.

Действия менеджеров “Волготанкера” были вынужденными, полагает начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова.

В числе переговорщиков, с которыми менеджеры “Волготанкера” предметно обсуждали сделку, один из собеседников “Ведомостей” назвал Сергея Генералова и Виктора Олерского. Генералов через свою группу “Промышленные инвесторы” контролирует 66% акций Дальневосточного морского пароходства. Олерский – совладелец и член совета директоров Северо-Западного и Волжского пароходств. Другой источник добавил к этому списку группу “Альфа-Эко” и Мишеля Литвака, совладельца танкерной компании “Вижн Флот” и крупнейшего в России частного оператора железнодорожных цистерн “ОТЭКО”.

Источник, близкий к “Альфа-Эко”, подтвердил, что компания ведет переговоры о покупке “Волготанкера”. Олерский и Литвак через своих секретарей передали “Ведомостям”, что не готовы сейчас это комментировать. Воздержался от комментариев и Генералов, но представитель “Промышленных инвесторов” Олег Румянцев сказал, что группа не исключает приобретение такого актива.

Александрович, которому прокуратура предъявила обвинения, сейчас находится в Лондоне. Участники рынка, рассказавшие “Ведомостям” о переговорах, отмечают, что от продавцов их ведет Александрович, но сам он это отрицает. “Я был бы удивлен, если бы подобные переговоры действительно велись акционерами пароходства”, – заявил он “Ведомостям”.

По словам участников рынка, рассказавших “Ведомостям” о переговорах, пакет был предложен им за $130–140 млн. Кроме того, “Волготанкер”, по их словам, ставит покупателю условие погасить привлеченный в 2004 г. кредит на $120 млн. Это подтвердил источник, знакомый с позицией продавцов.

Один из потенциальных покупателей считает цену пакета завышенной – по его мнению, она не превышает $50 млн. Эксперты с ним не согласны. Справедливая цена 80% акций “Волготанкера” – около $130 млн, полагает Суверов, добавляя, что с учетом налоговых претензий и риска предъявления новых покупатель может потребовать дисконт до 50%. А Одинцова считает, что пакет стоит $130 млн даже с учетом рисков, которые берет на себя покупатель.