Ангелы шопинга


Японка Мива Янаги до того, как стать восходящей звездой современной арт-фотографии, была учительницей. Смена указки на камеру не изменила ее характера. Огромную, занимающую весь зал фотоинсталляцию “Летающие девушки” она сотворила с очевидными педагогическими целями. Хорошенькие, одетые в нарядную униформу лифтерши гигантского токийского супермаркета стали предметом ее всестороннего изучения. Фотограф то внимательно рассматривает тщательно накрашенные, одинаково миловидные личики, то сбрасывает девушек в кучу, как второсортный товар, то собирает в букеты рядом с цветочными витринами.

Очевидно, судьба мелких служащих, лишенных индивидуальности, ставших декоративным элементом интерьера, тревожит феминистски настроенную Янаги. Но на пустынных просторах торгового молла девушки-лифтерши в красных костюмчиках и шляпках-котелках смотрятся безмятежными ангелами бескрайнего потребительского рая, им и без индивидуальности неплохо. Да и место монументально-критической фрески Янаги или в музее современного искусства, или в универмаге – храме эпохи победившего консумеризма.

Француз Ален Флейшер камерой и компьютером создает большие картины. Как и многих фотографов, а до изобретения фотографии – художников, его занимает иллюзорность изображения. Он накладывает кинокадры на городские пейзажи, воспроизводит в своих фотополотнах известные по классической живописи композиции, оформляет снимки, как фрагменты пленки неснятого фильма, – в общем, творит новые иллюзии. И производит на зрителей сильное впечатление.

Еще больший виртуоз изображения и блестящий мастер фотоэффектов голландец Эрвин Олаф – главная звезда нынешнего фестиваля “Мода и стиль в фотографии”. Самый яркий из нескольких представленных на его выставке проектов – “Королевская кровь”. Это огромные молочно-белые портреты статистов, представляющих венценосных особ, погибших не своей смертью, – от Юлия Цезаря до принцессы Дианы. Кровавые пятна и резаные раны чудовищного алого цвета делают из портретов высокотехнологичные кичевые страшилки, по цвету похожие на сливочное мороженое с клюквенным соком. Самый забавный проект Олафа “Зрелость” – густо накрашенные и кокетливо причесанные полуобнаженные старухи сняты в соблазнительных позах. Фокус в том, что силуэты их фигур подправлены на компьютере, а морщины и целлюлит не ретушированы. Злость шутки Олафа направлена не на симпатичных престарелых красавиц, а на гламурные журналы, торгующие фальшивыми образами.

На последнем этаже музея проект Аси Есипович “Песочница” – снимки несчастных больных людей в детских одеждах. Возможно, сняты они были с состраданием, которое, правда, не удалось передать зрителям. Как всегда, насмешил Владислав Мамышев-Монро, нарядившийся для съемок в героев немого кино. Вышло хорошо, почти как в телепередаче “Городок”. Чем современное искусство в этом случае отличается от развлекательного телефарса – непонятно. Видимо, западные фотографы, работающие в современном искусстве, стремятся критически проанализировать мир всепобеждающих шоу, а наши – получше вписаться в него. Что же касается китайской программы “Новое неофициальное видео”, то она кажется просто образцовой веселой бессмыслицей.