Фрадков вступился за РФФИ


Закон о приватизации закрепил за РФФИ статус единственного продавца федеральной собственности. Но в Росимуществе убеждены, что такая монополия снижает эффективность приватизации. Год назад его руководитель Валерий Назаров предлагал проводить конкурсы между РФФИ и частными компаниями, победители которых получали бы право продавать госпакеты акций на бирже. “Использование конкурсных процедур выбора продавцов будет способствовать повышению эффективности продаж федерального имущества и оптимизации издержек по организации продажи”, – говорится в материалах Минэкономразвития к заседанию правительства 17 марта, обсуждавшему меры повышения эффективности управления федеральным имуществом. В проект протокольного решения накануне заседания было включено положение, которым Минэкономразвития поручалось до 10 мая проработать “введение конкурентных систем отбора продавцов госимущества”.

Однако в итоговой версии протокола этого положения нет. “Возобладал государственный подход”, – торжествует представитель РФФИ Николай Николаев. Но он не объяснил, по чьей инициативе был исправлен протокол. Источник в Белом доме говорит, что Фрадков “не нашел у [министра экономического развития и торговли Германа] Грефа убедительных доводов в пользу демонополизации РФФИ”. Премьер “сделал упор” на повышение эффективности управления госсобственностью, заметил он. Другой чиновник утверждает, что “дело не во Фрадкове”. По его словам, спор о конкуренции с РФФИ давний: аналогичные предложения Минимущества в конце 2003 г. не поддержал тогдашний премьер Михаил Касьянов. “Сразу возникал вопрос, а возьмутся ли брокеры и инвестбанки за реализацию неликвидных госпакетов”, – вспоминает чиновник.

Николаев говорит, что скромная выручка, а то и убытки от реализации неликвидных пакетов компенсируются РФФИ продажей ходовых активов, вроде акций “ЛУКОЙЛа”, ММК. Руководитель аппарата РФФИ Алексей Коробов рассказал, что эффективность продаж выросла с 46% в 2003 г. до 51% в прошлом году. Кроме доходов от приватизации в бюджет по итогам года перечисляются комиссионные РФФИ от продаж имущества за минусом расходов на предпродажную подготовку и собственные нужды. По словам Коробова, в январе этого года казначейство получило около 1 млрд руб. таких остатков.

Потерпев “протокольное” поражение, Минэкономразвития и Росимущество не собираются складывать оружия. Хотя директор департамента Минэкономразвития Игорь Гречухин вообще объясняет неудачу сугубо “техническими” обстоятельствами – по его словам, Греф, выступая на правительстве, не успел озвучить предложение об организации конкурсов при выборе продавцов госимущества и поэтому пункт не вошел в протокол. Назаров рассказал, что сейчас готовится пакет поправок в закон о приватизации, включая норму о свободной продаже госпакетов юридическими лицами. “Собственно, и сейчас закон о приватизации допускает продажу на фондовой бирже. А постановление правительства в его развитии предусматривает конкурсный отбор брокеров, – напоминает Гречухин. – Надо добиться, чтобы нормы работали”

Если два ведомства настоят на своем, инвестбанки включатся в конкуренцию, уверен председатель наблюдательного совета “Ренессанс Капитала” Александр Шохин, “это их бизнес”. А чтобы не получилось так, что все бьются за право продавать “вкусные” активы, а за “малоценку” никто не хочет браться, правительство должно выставлять на конкурс несколько пакетов одной отрасли или комбинацию выгодных и низколиквидных, говорит Шохин.

Противоречия между премьером и экономическим блоком правительства разрастаются, констатирует замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. “Когда речь идет о контроле над РФФИ, через который идут продажи на десятки миллиардов рублей, наивно объяснять те или иные решения протокольной случайностью или просто игрой амбиций высших чиновников”, – резюмирует он.