Как удвоить ВВП: По следам кельтского тигра


С 1990 г. Ирландия известна как “экономика кельтского тигра”: на протяжении 14 лет ее ежегодный экономический рост достигает 10%.

Опыт этого успеха, конечно, не может быть полностью скопирован другими странами. Ирландия – очень маленькая страна, практически не имеющая богатых природных ресурсов за исключением природной красоты, достоинств людей и ирландского паба. История кельтского тигра сочетает в себе ошибки, различные сменявшие друг друга стратегии и в итоге успех, которым мы готовы поделиться.

С момента своего основания в 1922 г. и вплоть до 1958 г. Ирландия проводила политику протекционизма, которая предоставляла очень маленькие возможности для развития экономики. Ирландия оставалась бедной сельскохозяйственной страной, чьим основным торговым партнером была Великобритания. Суть экономической политики Ирландии, вероятно, можно свести к знаменитому призыву премьер-министра Де Валера в 1930-х: “Жгите все британское, кроме их угля”.

В 1958 г. Ирландия одобрила первую серию программ экономического роста, где основное внимание уделялось роли правительства в развитии экономики, развитию экспортных рынков. До 1978 г., когда Ирландия присоединилась к Евросоюзу, основным способом содействия экспорту являлось освобождение от налогов. Программа “Либерализация экспортных продаж” предусматривала освобождение от налогов доходов иностранных компаний, получаемых от экспорта из Ирландии. Тогда же, в 1958 г., Ирландия создала свободную экономическую зону в ослабленном регионе Шэннон, ставшую со временем моделью для многих подобных зон в других странах.

С высоты сегодняшнего дня можно сказать, что эти меры были мерами очень неразвитой страны и довольно наивными в отношении реалий свободной торговли. В частности, они слишком стимулировали слаборазвитые отрасли промышленности Ирландии, а также те отрасли – сборка автомобилей, текстильная промышленность, – в которых мы имели низкое сравнительное преимущество и которые оказались подвержены кризисам.

С 1967 по 1973 г. были приняты решения, которые в итоге сыграли огромную роль в ирландской экономике. Во-первых, началось инвестирование в образование, продолженное и позже. Во-вторых, Ирландия и Великобритания подписали Соглашение о свободной торговле, уничтожив тем самым тарифы самого крупного торгового партнера Ирландии в то время. В-третьих, Ирландия решила вступить в Евросоюз, который открывал новые рынки для экспорта и оказывал финансовую помощь, в которой столь нуждалась страна.

С конца 70-х гг. политика ирландского правительства изменилась по двум направлениям. Во-первых, государственному агентству было поручено выбирать компании-чемпионы для содействия их экспорту. Эти “чемпионы” – фирмы с потенциалом экспортного роста – получали значительные государственные гранты и финансирование для поддержки бизнеса, создания рабочих мест и продвижения на мировые рынки.

Во-вторых, под давлением со стороны ЕС реализация схемы “Либерализация экспортных продаж” была прекращена. Ее заменил низкий корпоративный налог на прибыль (10%) для всех предприятий, как ирландских, так и иностранных, в том числе не занимающихся экспортом. “Либерализация экспортных продаж” была признана нелегальной экспортной субсидией в соответствии с правилами ЕС.

В 80-е гг. обнаружилось, что агентство не может выбрать “чемпионов”. Этот орган был слишком беден для качественной оценки потенциала предприятий. В итоге главным решением, определившим будущие события, стало снижение корпоративного налога до единой ставки в 10% – цифра, которой другие страны, ищущие инвестиций, не могут достигнуть.

Ирландия неожиданно стала интересным местом, особенно для американских бизнесменов. Здесь были низкие налоги, высококвалифицированная англоговорящая рабочая сила и выход на огромный европейский рынок с населением более 300 млн человек.

Прямые иностранные инвестиции из США стали определяющими и тщательно поддерживались государством.

Мнение о том, что финансирование Ирландии со стороны ЕС было главным условием последующего успеха, преувеличено. На самом деле главный вклад внесли инвестиции в образование, налоговая реформа и выход Ирландии на рынки ЕС. Впрочем, ЕС действительно предоставил Ирландии миллиарды евро для поддержки сельского хозяйства. Доступ к фондам ЕС, особенно начиная с 1988 г., позволил ирландскому правительству продолжить инвестиции в образование, в то время как развитые страны урезали свои расходы, пытаясь уменьшить бюджетный дефицит. Кроме того, важным стал и метод организации управления, рекомендованный ирландским властям ЕС, – вместо спонтанных решений появилось серьезное планирование развития на шестилетний период.

Сегодня Ирландия имеет экономику с полной занятостью, с продолжающимся, хотя и несколько замедлившимся экономическим ростом. История этого успеха была бы неполной без упоминания политики в отношении малого бизнеса. Ее ориентирами были:

поддержка развития менеджмента, учитывая, что большинство фирм страдают от его нехватки;

учебные программы повышения квалификации;

поддержка начальных экспортных кампаний небольших фирм, в том числе обучение в области международного маркетинга;

постепенное снижение налогового бремени;

упрощение административных процедур, особенно в отношении взаимодействия между компаниями и налоговыми органами, предоставление маленьким фирмам права комментировать и влиять на новое законодательство с последующим возложением на них бремени регулятора;

поддержка роли коммерческих банков как кредиторов малых фирм.

Как руководитель департамента малого бизнеса Министерства промышленности Ирландии, я с огромным удовольствием отмечал успехи этих инициатив в начале 90-х.

Подводя итоги, можно выделить несколько главных, на мой взгляд, уроков Ирландии для стран, стремящихся повторить ее экономические достижения.

Во-первых, само по себе регулирование не позволяет достигнуть никакого успеха. Политика поддержки экономической деятельности должна быть логически последовательной и привязанной к реальной жизни, а правовые положения необходимы только такие, которые поддерживают такую политику. Я работал в странах, где правительства принимали детально проработанные законы, практически приказывая случиться развитию и удивляясь впоследствии, почему оно не произошло.

Во-вторых, надо помнить, что именно частный сектор, а не государство добивается экономического успеха или терпит крах. Успех политики экономического развития зависит от способности властей понимать нужды и барьеры на пути развития крупного и малого бизнеса. Процветание начинается тогда, когда деловая среда организована правильно.

В-третьих, я бы обратил внимание на то, что государство должно играть важную роль в маркетинге страны и ее потенциала.

В-четвертых, хотя экономическая зона Шэннон стала моделью, которой воспользовались многие страны, и в свое время она была важной для Ирландии, в современной глобальной экономике она выглядит динозавром. Эти зоны имеют тенденцию привлекать инвестиции низкого уровня. А их существование означает, что общие условия для бизнеса в определенной стране невыгодны и что правительство не может сотрудничать со всей деловой средой. Экономические зоны предлагают скорее выгодные оазисы в маленьких избранных областях, нежели положительную установку для бизнеса в стране в целом.

В-пятых, экспортные субсидии запрещены ВТО соглашением 1994 г. о субсидиях и компенсационных мерах и являются сейчас предметом большинства судебных процессов в комиссии ВТО по урегулированию споров. Страны, стремящиеся вступить в ВТО, не могут субсидировать экспорт, не нарушая данное (очень строгое) соглашение.