НА КОНТИНЕНТАХ: Объединить огонь с плазмой


В недалекие 90-е гг. среди поклонников сверхлаконичных интерьеров особой любовью пользовались камины типа “ниша в стене” – простая квадратная выемка в стене комнаты на высоте около 0,5 м от пола.

В последнее время вкусы смягчились и современный камин стал обретать более привычный вид – с каминной полкой и различными элементами декора. Он вновь стал претендовать на роль одного из главных элементов в жилище, как кухня или ванная комната. А покупатели жилья все чаще стали смотреть, есть ли в нем камин, а если есть, то каков он собой.

“19 из 20 клиентов, с которыми мне приходится иметь дело, не станут покупать дом, если в нем нет камина, – рассказывает Робин Бейли, агент по продажам риэлторской конторы The Buying Solution, подразделения компании Knight Frank. – Ни одному мало-мальски здравомыслящему девелоперу не придет в голову проектировать гостиную без камина. Более того, многие из них готовы потратить целое состояние, только чтобы этот камин смотрелся как надо”.

Впрочем, состояние тратить необязательно. Есть более доступные решения. Например, сейчас в моду входит так называемая каминная скульптура – это некая форма из стали, которую ставят прямо в камин. В языках пламени от невидимой газовой горелки она раскаляется и начинает издавать уютное потрескивание.

Изготовлением подобных каминных аксессуаров занимается, например, Кэти Беркман. Она работает в Лондоне и уже успела получить заказы даже от представителей королевских семей Европы, не говоря уже о менее знатных клиентах из Британии и США.

Среди работ Беркман вполне доступные по цене “морские ежи” – конструкции из основы, утыканной стальными иглами. Оказавшись в пламени, такой “еж” в буквальном смысле “доводится до белого каления”. Или толстая стальная спираль, внутри которой пляшут языки огня. Или подобие колец Сатурна... Все эти произведения, конечно, лучше всего смотрятся в пламени, но и в холодном виде отнюдь не теряют своей художественной ценности. Стоят они от 1450 до 4500 фунтов ($3000–9000).

Есть еще “скульптура из огня”, когда форма создается языками пламени. Изготовлением этого феномена занимается, в частности, британский архитектор Генри Харрисон, который трудится в Platonic Fireplace Company. Именно он изобрел в 1980-е гг. камин “ниша в стене” и целых 10 лет ждал, пока идея найдет признание. С приходом минимализма камин-ниша снискал-таки популярность, и теперь Харрисон разработал новый продукт: невидимая для постороннего глаза газовая горелка устанавливается перед выгнутой черной тарелкой. Изогнутая поверхность отражает свет пламени, и создается впечатление, что языки огня пляшут перед стеной – совсем как в настоящем очаге. Цена удовольствия доходит до $6000.

Впрочем, в наше неконсервативное время в дизайне каминов встречается и более традиционный подход.

И хотя главным генератором идей в этой области остается Британия, некоторые французы тоже стали законодателями каминной моды. Скажем, компания Focus, которой руководит французский дизайнер Доминик Эмбер, предлагает покупателям коллекцию каминов самых разных стилей и направлений – от более-менее классических до умеренно модернистских. Цены на их продукцию разнятся, так же как и стиль исполнения, – от $6000 до $28 000.

Один из каминов под названием Ifocus разработан специально для того, чтобы в нем жгли настоящие дрова. Однако при всей традиционности он все же обладает необычной наружностью. Это узкая вытянутая ниша в стене, закрывающаяся дверцей из жаропрочного стекла. Со стороны камин выглядит больше как картина, на которой изображен огонь. Другое произведение компании – Magnifocus eclate – являет собой стальную фигуру со “вспоротым животом”, в котором видно, как внутри формы бушует пламя. Есть и вовсе авангардный камин под названием Gyrofocus. Это объект, напоминающий приоткрытую по периметру летающую тарелку, длинной трубой прикрепленную к потолку прямо посреди комнаты. Подкладывают дрова и разводят огонь прямо между двумя половинками “тарелки”. “Наши камины становятся сейчас настоящим хитом в Британии, особенно удачно они смотрятся в новых домах или перестроенных амбарах, напротив больших окон”, – рассказывает представитель британской компании Diligence, которая и завозит французские камины на Британские острова.

В британской компании Chesney’s, которая торгует каминами собственного производства не только в Европе, но и в США, тоже отмечают рост спроса на современные модели очага, но с ностальгическим оттенком. По словам управляющего директора компании Пола Чесни, стремясь расширить “модельный ряд” каминов, не так давно он подписал контракт с модельером Джаспером Конраном. Конран уже разработал для компании три модели каминов из известняка (этот материал в наше время заменяет в каминах мрамор), которые продаются по цене от $2000 до $3000. Конран убежден, что камин – “едва ли не главное место во всякой комнате”. Правда, находятся те, кто утверждает, что взгляды присутствующих неизменно притягиваются к телевизору, а вовсе не к огню в камине. Но Харрисон, похоже, нашел компромиссное решение. “Мы стали продавать камины со встроенным телевизором, – говорит он. – Объединили, можно сказать, огонь с плазмой”. (FT, Екатерина Кудашкина)