ВТБ не продается

Д.Гришкин

Приватизировать ВТБ предложил Михаил Касьянов вскоре после того, как летом 2002 г. добился передачи почти 100% его акций от Центробанка правительству. Сначала предполагалось продать по 10% акций ВТБ Международной финансовой корпорации (IFC) и Европейскому банку реконструкции и развития. Летом 2003 г. IFC одобрила выделение ВТБ кредита на $200 млн, который мог быть конвертирован в акции банка. В декабре 2003 г. нанятые ВТБ консультанты – J.P. Morgan и Ernst & Young оценили его бизнес в $3 млрд. Однако ЕБРР был готов купить 10% акций ВТБ за $150 млн – вдвое меньше, чем рассчитывали выручить за этот пакет в правительстве.

После отставки Касьянова в феврале 2004 г. переговоры застопорились. Предложенные IFC деньги ВТБ так и не взял. А Костин назвал новых претендентов на акции ВТБ – итальянский Mediobanca и Deutsсhe Bank. Но о деталях переговоров ни одна из сторон ни разу не сообщала. А недавно президент московской “дочки” Deutsсhe Bank Алексис Родзянко заявил, что переговоры о продаже акций ВТБ немецкому банку не ведутся.

А в субботу, открывая дочерний банк ВТБ в Киеве, Костин в присутствии Владимира Путина и Виктора Ющенко заявил, что ни крупный, ни мелкий пакет акций банка не будет продаваться иностранным инвесторам. “Такие механизмы создания публичных компаний, как IPO, более эффективны”, – пояснил президент ВТБ.

Всего несколькими днями ранее помощник президента Игорь Шувалов говорил, что ВТБ должен приватизироваться медленными темпами, а покупателями его акций должны стать крупные международные финансовые институты. Теперь Шувалов называет переговоры с ЕБРР о продаже доли в ВТБ ошибкой. В ЕБРР лишь развели руками: представитель банка смог только сказать, что судьба сделки в руках российского правительства.

Наблюдательный совет ВТБ возглавляет министр финансов Алексей Кудрин. Получить его комментарии вчера вечером не удалось. Член наблюдательного совета ВТБ, руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович считает, что предложение Костина об IPO заслуживает обсуждения. А источник, близкий к Кремлю, считает, что именно публичное размещение акций сделает ВТБ более прозрачным, приведет к появлению в наблюдательном совете независимых директоров, а акции банка могут стать “голубой фишкой”.

ВТБ собирается сначала провести консультации с Минфином, а после опубликования годового отчета вынести вопрос об IPO на заседание наблюдательного совета, рассказал “Ведомостям” зампред правления ВТБ Алексей Акиньшин. “На этот год у нас очень большие планы, связанные с развитием инвестиционно-банковского направления. Мы собираемся проводить IPO для клиентов и в состоянии провести собственное IPO”, – рассуждает он. На подготовку сделки после ее одобрения наблюдательным советом, по его оценке, понадобится примерно полгода. “Теоретически IPO может состояться уже к концу этого года”, – рассуждает Акиньшин. Он, однако, обращает внимание на обстоятельство, которое может притормозить сделку, – предложение Национально банковского совета передать ВТБ акции росзагранбанков – Moscow Narodny Bank и Eurobank. “Потенциальным акционерам было бы логично подавать заявки после окончательного формирования структуры ВТБ”, – объясняет Акиньшин.

В последние годы бизнес ВТБ растет как на дрожжах. Банк активно занимает на Западе – только евробондов выпущено на $3 млрд. На базе купленного летом Гута-банка ВТБ намерен развивать розницу. Кроме того, банк активно осваивает рынки стран СНГ. “ВТБ растет серьезными темпами и перспективы роста его доли на рынке очень высоки”, – говорит аналитик Standard & Poor’s Екатерина Трофимова.

Выведя акции ВТБ на биржу, государство улучшит инвестиционный климат в российском банковском секторе, говорит гендиректор компании “РусРейтинг“ Ричард Хейнсворт. Но в обозримом будущем правительство все равно сохранит контроль над ВТБ, что вряд ли сильно понравится иностранным инвесторам, отмечает Трофимова.