Чехи догоняют “Русский стандарт”


ХКФ позже “Русского стандарта” вышел на рынок потребительского кредитования, уступает ему по основным финансовым показателям и охвату сети продаж. Но в конце года по размаху бизнеса он вплотную приблизился к конкуренту. По данным ЦЭА “Интерфакс”, в декабре объем потребительских кредитов, выданных “Русским стандартом”, вырос на 6,9 млрд руб. (26%) до 33,6 млрд руб. ХКФ чуть недотянул до лидера: его портфель вырос за месяц на 6,7 млрд руб., или 60%, до 17,8 млрд руб.

Для ХКФ декабрь 2004 г. стал самым удачным за всю его историю: за один месяц он увеличил свой портфель больше, чем за предыдущие 11. Предправления ХКФ Андрей Лыков объясняет декабрьский рекорд “сезонным фактором” (пиком продаж бытовой техники и электроники в преддверии новогодних праздников) и увеличением количества магазинов-партнеров, которое в прошлом году выросло в 2,5 раза и превысило 8000. Представитель “Русского стандарта” утверждает, что его банк сотрудничает с 15 000 торговых точек.

ХКФ удачно воспользовался предновогодним бумом, соглашается аналитик агентства “РусРейтинг“ Виктория Белозерова. “ХКФ активизировал рекламную кампанию и активно расширял сеть продаж услуг, – отмечает она. – А [публичные] разбирательства вокруг “Русского стандарта” в связи с несоответствием реальных и декларируемых процентных ставок по кредитам тоже могли привлечь внимание клиентов к его прямым конкурентам”. А представитель Росбанка, тоже активно работающего на рынке потребительских кредитов, связывает предновогодний успех ХКФ с маркетинговой акцией “Все товары по 10 рублей”. В рамках акции все новые заемщики ХКФ становились участниками лотереи с призовым фондом 7 млн руб.

“Раньше “Русский стандарт” фактически был монополистом, но теперь на рынке потребкредитования есть 3–4 равноценных игрока, включая ХКФ, и успехи банков зависят от маркетинговых акций, которые они проводят совместно с торговыми сетями”, – отмечает директор по маркетингу и продажам “М.Видео” Михаил Кучмент. По его словам, в декабре, когда “М.Видео” “проводил основные маркетинговые акции” с “Русским стандартом”, этот банк был лидером по объему кредитов, выданных на покупки в сети. “Но сейчас мы проводим уникальную маркетинговую акцию “0–0–0–10” (беспроцентный кредит на 10 месяцев за счет компенсации ставки магазином. – “Ведомости”) с ХКФ, и он у нас в лидерах”, – отмечает Кучмент.

В начале 2005 г. разрыв между двумя лидерами снова увеличился. По данным “Русского стандарта”, в январе банк увеличил объем кредитов на 4,8 млрд руб., а ХКФ, по его собственной отчетности, – на 3 млрд руб. Но Белозерова считает хорошим январский результат ХКФ. “Это говорит о серьезности намерений банка и о том, что итоги декабря не были случайностью. Допускаю, что в этом году ХКФ может выйти в лидеры рынка потребкредитования”, – говорит она.

А старший вице-президент “Русского стандарта” Михаил Березов советует не спешить с прогнозами на основании результатов одного-двух месяцев. По его оценке, в различных регионах доля “Русского стандарта” – от 40% до 70% и бизнес-план банка предусматривает “как минимум сохранение этой доли до конца года”. По данным ХКФ, в прошлом году доля этого банка на рынке товарных кредитов выросла с 23% до 31%. Представитель ХКФ говорит, что банк рассчитывает сохранить прежние темпы роста.