Окна роста


Фильм “От 180 и выше” кончается забавными титрами: рядом с именем каждого из создававших картину указан его рост, и чрезвычайно занимательно выяснять, действительно ли девушка-гример самая маленькая в съемочной группе или кто-то из бухгалтеров все-таки пониже.

Но до титров нужно просмотреть целый фильм, главный герой которого ни с кем себя в плане роста не сравнивает: и так ясно, что 163 сантиметра – это мало. Костя (Евгений Стычкин) при этом крайне интересуется девушками от 180 сантиметров и выше. И его высокорослый друг (Иван Ургант), замученный Костиными страданиями, поставит ему условие – до 12 часов ночи, приложив все усилия, слиться в экстазе с такой девушкой: “Иначе ты навсегда останешься карликом по жизни”.

Выгода Костиного положения в том, что он работает администратором в фитнес-клубе, где длинные дамы водятся в изобилии, – и он начинает их обзванивать и заманивать, словно перебирая роскошный подарочный набор: две топ-модельки, голубоглазая теннисистка, посетительница галерей, отличница с гладкой прической и девушка-дантист с добрым-предобрым лицом. Косте из этого набора не достается ничего, и, пока он грустит, режиссер предлагает вниманию зрителя ряд историй, доказывающих, что высокие девушки тоже люди и что они тоже плачут. На экране появятся снисходительно-ироничный Федор Бондарчук, Гоша Куценко, изображающий человека в измененном состоянии сознания, и ряд других персонажей, отравляющих жизнь девушкам настолько, что все они в конце концов предпочтут маленького Костика.

В принципе, догадаться о том, чем закончится фильм, можно с первых кадров, и это типично для такого рода комедий, где важен не столько сюжет, сколько его обрамление. А детали, обрамляющие историю Костика, выглядят на редкость фальшиво: патетические монологи, пригодные больше для эпистолярного жанра, чем для устной речи; ненужные подробности из жизни проходных персонажей; неуместные флэш-бэки. Впрочем, их наличие в фильме можно объяснить: пусть эти детали перегружают картину и запутывают действие, но убери их – и покажется уже абсолютная пустота. “От 180 и выше” балансирует между сказкой и реальностью, не в силах ни на чем остановиться, и оттого попадает в третью категорию, которая называется неправдой.

Вдобавок далеко не все актрисы, изображающие прелестных дылдочек, действительно высоки, и в картине эта ненатуральность заметна. Екатерине Гусевой, например, периодически приходится садиться на стол, чтобы не демонстрировать свой настоящий рост, а Екатерине Стриженовой – ходить на огромных каблуках. Жену режиссера в этой картине жаль больше всего – ради возможного смеха в зале она с помощью грима и костюма превратилась из хрупкой барышни в существо, напоминающее трансвеститов Педро Альмодовара.

Хотя, возможно, для самой Екатерины это вовсе и не жертва. “От 180 и выше” легко отнести к жанру “дружеского” кино, почти что “хоум видео”, когда всем невероятно весело на съемочной площадке, когда большинство играет самих себя, а на просмотре все хохочут и сами себе хлопают, в то время как ты ощущаешь крайнюю неловкость – особенно когда в финале закадровый голос Ивана Урганта хвастливо произносит: “Я даже не знаю, что меня больше всего прикалывает в этой истории”.

Впрочем, неловкость быстро проходит.

Титры. Конечно же, титры.