Почти Голландия


Большинство нефтяных аналитиков прогнозируют, что средняя цена барреля смеси Brent за год составит примерно $41–44, а Urals – $38–40. По расчетам научного руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, при средней цене Urals $40/барр. нефтяники заплатят в бюджет на $20 млрд больше, чем в прошлом году, т. е. $60–65 млрд. Этот прирост, по его расчетам, почти полностью – на 95% – обеспечен экспортной пошлиной и НДПИ. При стандартных ценах на нефть налоговая нагрузка на нефть не слишком велика, но 87% доходов при сверхвысоких ценах изымаются через пошлину и НДПИ, отмечает Гурвич. Похожие оценки получились и у аналитика Альфа-банка Анны Бутенко. Налоговые платежи нефтяников вырастут с $42 млрд до $62,7 млрд, причем на 86% – за счет НДПИ и пошлины на нефть, полагает она.

В 2004 г. российские нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании заплатили в бюджеты разных уровней рекордную сумму налогов – 1290,8 млрд руб. ($46,1 млрд). Без учета налоговых платежей “ЮКОСа” за 2000–2002 гг. нефтяники отдали в казну в общей сложности порядка $42,5 млрд, а их доля в общих налоговых доходах государства резко выросла. Если в 1999–2001 гг., по расчетам Минфина, она составляла 14,3–14,4%, то в следующие два года – 17,1–17,8%, а в 2004 г. достигла 22,8%. Прошлогодний рост налоговых поступлений чиновник Минфина объясняет высокой ценой нефти (баррель смеси Urals стоил $34,4/барр., на $7,2 дороже, чем годом раньше), а также изменением шкалы экспортной пошлины на нефть и налога на добычу (НДПИ), которые “стали более прогрессивными”. Для низких цен на нефть ставки пошлины и НДПИ не изменились, а вот при высоких – резко выросли.

В 2005 г. нефтяники заплатят в бюджеты еще больше. “Мы сложили все налоги, платежи, которые заплатили в 2004 г., и получилось свыше $6,5 млрд, – сказал вчера президент ТНК-ВР Роберт Дадли, – а в этом году предварительно мы заплатим свыше $10 млрд налогов во все уровни бюджетов страны”. Причина столь существенного роста – на 53,8% – рекордные цены на нефть и плановый рост добычи нефти (примерно на 7%), уточнил представитель компании. Налоговые платежи “ЛУКОЙЛа” увеличатся не так сильно. Если нефть не подешевеет, то ее средняя цена за год будет на 15–20% выше уровня 2004 г., “а это значит, что наши налоговые отчисления могут вырасти с $9 млрд в 2004 г. до $11–12 млрд”, предполагает руководитель отдела компании по связям с инвесторами Геннадий Красовский. “Обе компании давно перестали увлекаться минимизацией налогов, так что рост платежей связан сугубо со ставками налогов и ценой нефти”, – считает чиновник одного из федеральных ведомств.

Основные налоги для нефтяников и впрямь заметно выросли. Пошлина на вывоз сырой нефти, в прошлом году составившая в среднем $55,8 с тонны, с 1 апреля превысит этот уровень почти вдвое – $102,6 (сейчас – $83). А налог на добычу, в 2004 г. составлявший в среднем 1053 руб. с тонны нефти, сейчас достиг 1397 руб. “Тем не менее нефтяники получают бешеную прибыль на обоих фронтах [на внешнем и внутреннем рынках], и рентабелен даже экспорт мазута”, – убежден начальник отдела Минфина Александр Сакович. “Жалобы нефтяников, что весь доход от прироста идет в бюджет, несколько преувеличены”, – соглашается Бутенко. Учитывая “щадящий” характер новых пошлин на нефтепродукты, государству достается 76–80% от прироста цены нефти сверх $25/барр., считает она.

Дополнительные $20 млрд от нефтяной отрасли пополнят стабфонд, ведь сейчас туда поступают все доходы от пошлины и НДПИ при цене нефти выше $20/барр, говорит чиновник одного из федеральных ведомств. Причем в этом году средства стабфонда свыше 500 млрд руб. могут быть потрачены только на погашение внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда, напоминает чиновник Минфина. Предсказать судьбу “сверхдоходов”, которые ведомству Алексея Кудрина удастся сберечь до 2006 г., оба чиновника затруднились.