Дорогое имя


Опасения “Пулково” вполне обоснованны, говорит сотрудник одного из федеральных министерств. Как юридическое лицо “Пулково” будет ликвидировано, отмечает он, а правопреемственности для межправительственных соглашений не существует, поэтому ГТК придется переоформлять их – и, возможно, на новых условиях. “На переоформление может уйти время. К тому же существует опасность, что вместо ГТК иностранные государства могут заключить соглашения с другими перевозчиками”, – поясняет чиновник. В частности, часть рейсов “Пулково” в свое время уступил “Аэрофлот”, теперь он может попытаться их вернуть, считает он. Сейчас более 60% доходов “Пулково” получает от международных перевозок.

Минтранс официально объявил о намерении объединить авиационные бизнесы “Пулково” и “России” в феврале прошлого года. Соответствующий указ был подписан президентом в августе 2004 г., а в конце декабря появилось распоряжение правительства “О мерах по совершенствованию обеспечения авиаперевозок высших госчиновников”, по которому часть самолетов “России” передается Управделами президента, после чего компания присоединяет к себе авиакомпанию “Пулково”, предварительно отделенную от аэропорта. Уже в феврале этого года вышло распоряжение Росимущества, по которому на разделение аэропорта и авиакомпании “Пулково” отводится три месяца и еще три месяца – на слияние авиакомпаний.

Но, как рассказал источник, близкий к “Пулково”, руководству ФГУАП не нравится предложенная схема объединения двух компаний. По словам собеседника “Ведомостей”, в марте и. о. гендиректора “Пулково” Александр Головин направил в Минтранс письмо, в котором предупредил, что слияние может на несколько месяцев приостановить функционирование авиакомпании.

“Пулково” совершает международные рейсы на основании сотни соглашений, в том числе межправительственных. Создаваемая объединенная авиакомпания не является правопреемником по ним, она должна будет заключать их заново, поясняет источник. По его оценке, ущерб объединенной компании в результате потери этих рейсов может составить около $50 млн. “Решение вопроса о международных рейсах “Пулково” может серьезно затормозить процесс слияния”, – уверен он. В пресс-службе “Пулково” вчера от комментариев отказались, а связаться с Александром Головиным не удалось.

В пресс-службе Минтранса подтвердили вчера наличие письма Головина. “Вопрос о международных контрактах “Пулково” действительно требует дополнительного регулирования”, – сообщили в пресс-службе министерства и добавили, что этот вопрос планируется обсудить сегодня на совещании с участием руководства МЭРТа, Управделами президента, Минтранса, “России” и “Пулково”. Гендиректор “России” Сергей Михальченко через своего секретаря отказался вчера от комментариев.

Руководитель пресс-службы “Аэрофлота” Ирина Данненберг говорит, что между “Аэрофлотом” и “Пулково” существует соглашение о взаимном использовании рейсов. При создании новой авиакомпании эти договоренности действовать перестанут, признает Данненберг.

Ведущий специалист юридической компании “РАУД” Сергей Зимин говорит, что хозяйственные договоры “Пулково” можно передать другой компании, но к межправительственным соглашениям придется делать дополнительные протоколы. А Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании Infomost, говорит, что слияние “Пулково” и “России” может затянуться на год. “Объединенной компании придется получать новые международные лицензии, заключать новые договоры и получать новые коды”, – говорит Рыбак. По его словам, в российской практике не было прецедента такого слияния. По его мнению, самым простым выходом из положения было бы присоединение “России” к “Пулково”, ведь ГТК по своим масштабам меньше петербургского авиаперевозчика.