ИНТЕРВЬЮ: Михаил Добындо, генеральный директор “ИжАвто”


САМАРА – Два года назад Михаил Добындо был уволен с должности вице-президента по производству “АвтоВАЗа” без перемещения “по горизонтали”, чего раньше на “АвтоВАЗе” никогда не делали. Но без дела он не остался. Самарская группа “СОК” доверила Добындо управлять “ИжАвто” – заводом, который известен как производитель самых дешевых автомобилей, прозванных в народе “ежиками”. Перед гендиректором “ИжАвто” стоит задача, использовав последние ресурсы рынка дешевых машин, начать сборку иномарки. Для начала – корейской KIA Spectra.

– Как вы объясните, что в 2002 и 2003 гг. “ИжАвто” удалось достичь рекордных показателей роста продаж автомобилей “Иж” и вазовской “классики”, а в 2004 г. он не смог выполнить план. Помешало повышение цен?

– Нет, цены здесь ни при чем. В 2004 г. “классика” (я имею в виду автомобили классической компоновки – вазовские “шестерки”, “четверки” и ижевские “Ода” и “Ода Fabula” по цене от $3500 до $5000) подорожала на столько же, на сколько и в 2003 г., – в среднем по модельному ряду на 9,9% (в 2003 г.) и 8,6% (в 2004 г.).

Да, летом 2004 г. мы значительно подняли цены на Иж-2126 (“Ода”). Но в 2003 г. каждый автомобиль приносил нам убыток в 12 800 руб. и производить его при таких ценах было бессмысленно. В итоге случилось то, что случилось. Но по сравнению с ростом потребительских цен на 11% и промышленных – на 28% мы повысили цены незначительно.

В 2004 г. “АвтоВАЗ” повысил объем производства своей “классики” на 17 000 автомобилей дополнительно к плану. Летом их производство резко пошло вверх, и у нас именно в это время объемы продаж стали падать. В итоге в прошлом году “АвтоВАЗ” выпустил дополнительно 17 256 машин, а мы недоделали 17 333.

– То есть можно сказать, что вы в какой-то степени зависите от “АвтоВАЗа”.

– Мы напрямую зависим от “АвтоВАЗа”, а не в какой-то степени. Любое увеличение выпуска “классики” на “АвтоВАЗе” автоматически вызывает снижение объемов на “ИжАвто” на то же число машин.

– Почему покупают не ваши, а вазовские автомобили?

– У “АвтоВАЗа” более раскрученный брэнд. Брэнд “ИжАвто” за 90-е гг. просто потерялся. Новую модель нужно было ставить так же, как и “десятку”, в середине 90-х гг., а, по сути, ее поставили только с приходом группы “СОК”, в 2001 г.

– Эксперты объясняют снижение объемов производства “классики” снижением спроса на дешевые машины. Как вы сами оцениваете перспективы продаж “классики”?

– Емкость рынка “классики” не меняется с 1999 г. и, по нашим прогнозам, не будет меняться еще несколько лет. Ежегодно в России покупается от 260 000 до 280 000 машин классической компоновки.

– Но ведь сейчас аналитики говорят о росте благосостояния населения, что вызовет снижение спроса на “классику”.

– Я что-то этого пока не замечаю. За чертой бедности находится 27% населения. По прогнозам Минэкономразвития, номинальная начисленная зарплата к 2010 г. составит 15 700 руб., а в 2004 г. этот показатель составил 6900 руб. Даже если прогнозы сбудутся, на более дорогие автомобили пересядет лишь часть населения. В конце 2004 г. на 1000 россиян в среднем приходилось 163 машины – против 300 и 420 машин в Восточной и Западной Европе, так что рост платежеспособности должен привести к росту спроса на машины по ценам от $3500 до $5000. Ижевскую “классику” мы и дальше будем позиционировать в нише “автомобилей первой покупки”. К освоению более высокой ценовой ниши мы уже приступили, заключив соглашение с KIA Motors о сборке KIA Spectra. А осенью мы объявим о производстве еще одной модели KIA.

– Вы не планируете собирать на “ИжАвто” переднеприводные автомобили, которые будут сниматься с конвейера “АвтоВАЗа”?

– С “АвтоВАЗа” мы брать ничего не планируем. Мы сосредоточимся на корейском проекте и производстве “классики”, в первую очередь “универсалов” (“четверка” и Fabula).

– Сейчас объем продаж в России – около 1,5 млн машин в год, из которых только 1,1 млн – русские. А через несколько лет, по прогнозам, будет продаваться 2–2,5 млн. Кто обеспечит прирост предложения?

– В первую очередь нишу будут заполнять автосборочные заводы, работающие в России. Вся политика государства должна быть на это направлена, потому что завозить автомобили из-за рубежа при наличии в стране всех необходимых ресурсов – это неправильно. Все страны с сильным автопромом пользовались на этапе его создания запретительными пошлинами. В Китае пошлины до сих пор 38%, несмотря на то что они вступили в ВТО. А были больше 55%. В Иране пошлина больше 100%, в Корее. А мы… Если бы мы проводили такую же политику, наши заводы выпускали бы уже не по 130 000 иномарок в России, а по 300 000. А у нас ввозная пошлина – всего 25%.

– Какую позицию вы занимаете в споре по поводу ввозных пошлин на автокомпоненты?

– Я смотрел только проект постановления, но я так понимаю, что вопрос уже решен и пошлины будут обнулены. Конечно, это серьезный удар по производству автокомпонентов в России. Хорошо, что обнуление пошлин касается только комплектующих для промышленной сборки, а пошлины на запчасти либо останутся на том же уровне, либо будут повышены. Но если государство не проконтролирует соблюдение новых правил, будет беда.

– И все-таки что будет выпускаться в России – иномарки или отечественные автомобили?

– От традиционных отечественных машин уже надо понемногу избавляться. По-хорошему наша “классика” достаточно архаична. Но мы будем ее выпускать, пока она будет соответствовать минимальным требованиям по безопасности и по экологии и пока люди будут ее покупать.

– Сколько это еще продлится?

– В 2008 г. нужно будет переходить на требования “Евро-3”, что повлечет за собой очередное удорожание автомобилей. Поэтому к 2008–2009 гг. производство “классики” придется сворачивать.

– Что будет делать “ИжАвто” дальше?

– Сейчас наша задача № 1 – успешный запуск KIA Spectra. А дальше посмотрим. Сейчас мы собираем KIA Spectra только по лицензии и без инвестиций с корейской стороны. Возможно, мы расширим рамки партнерства с KIA или найдем другого партнера.

– Правда ли, что сейчас “СОК” ведет переговоры о партнерстве с несколькими иностранными концернами?

– Переговоры не ведутся. По крайней мере я про них ничего не знаю, а если бы они велись, я бы знал. Но “ИжАвто” – компания, открытая для переговоров. Со стороны KIA Motors мы в этом смысле никакими обязательствами не связаны. Так сложилось, что мы стали мультибрэндовым предприятием – выпускаем автомобили марок “ВАЗ”, “Иж”, KIA. И я не исключаю, что завтра мы будем собирать еще какой-то брэнд.

– По KIA Spectra заявлялся объем инвестиций в $60 млн.

– Так и есть – $62–63 млн. 28% от этой суммы уже освоено из собственных средств автозавода. Дополнительно нужно еще $2–3 млн на придание современного дизайна существующей инфраструктуре.

– Как будет локализоваться KIA Spectra?

– Не подлежат локализации узлы и детали, влияющие на безопасность, и некоторые элементы электроники из Германии и Японии. А в 2006 г. мы планируем локализовать производство аккумуляторов, шин, колесных дисков, антенн, бамперов, панелей приборов, сидений, некоторые позиции крупной штамповки. Сейчас наши предложения о производстве компонентов для KIA Spectra получили 150 предприятий. Это поставщики “ИжАвто” и смежники заводов Ford во Всеволожске, “Автофрамос”. Претенденты пройдут аудит со стороны KIA.

– В последнее время было несколько публикаций в СМИ о том, что проект KIA неудачный для “СОК”. Вы заметили?

– Разговоров действительно много. Из 400 000 иномарок, проданных в прошлом году, 300 000 проданы в сегменте KIA Spectra. Основные конкуренты нашей машины – это Chevrolet Viva, Hyundai Accent, Hyundai Elantra, Ford Focus и др. Но мы сознательно идем в эту ценовую нишу – от $10 000 до $15 000, чтобы в ней побороться.

– Ваш проект считают неудачным из-за высокой цены, а также из-за того, что KIA Spectra – это устаревшая модель. У вас есть что на это возразить?

– Nissan Maxima не меняет своего внешнего вида уже семь-восемь лет и при этом пользуется хорошим спросом. Корейские автомобильные брэнды в России уже нормально воспринимаются. Hyundai занял 1-е место по продажам, KIA пока седьмая. Европейский автомобиль класса KIA Spectra стоит сейчас на 30% дороже – тот же Ford Focus. А в 2002 г. KIA Spectra, которую мы будем собирать, была признана автомобилем года в США. Опытная партия (в 2004 г. “ИжАвто” собрал 596 автомобилей) разошлась очень хорошо, причем по высокой цене. За исключением 144 автомобилей самой дорогой комплектации с автоматической коробкой передач. Эту партию мы продавали по цене от $13 500 до $16 500.

– Сколько будут стоить серийные KIA Spectra?

– Официально цену мы назовем в конце апреля – начале мая.

– У ваших конкурентов достаточно низкие цены – например, новый Ford Focus продается по цене от $12 800.

– Я сейчас тоже могу сказать, что в минимальной комплектации, той самой, которая в пробной партии продавалась за $13 500, цена на ижевскую KIA может начинаться от $10 000. Но такой комплектации уже не будет. Уже в базовой комплектации машина будет оснащена двумя подушками безопасности, центральным замком, гидроусилителем руля, регулируемой рулевой колонкой, стеклоподъемниками и пакетом “плохая дорога”. Всех этих опций набирается дополнительно примерно на $1300.

– Как вы позиционируете KIA Spectra и как будете ее продвигать?

– Основная группа потребителей этой машины – мужчины от 20 до 40 лет, полная семья, доход на члена семьи – $300–500. Мы будем развивать потребительское кредитование, лизинг, продажи trade-in. Будем делать продуманную рекламную кампанию. Мы уже посмотрели, как раскручивался этот автомобиль в Штатах.

– Кто будет продавать KIA Spectra?

– Пока мы опираемся на существующих дилеров компании “KIA-Сандол”, их 23, ведем переговоры с дилерами “Автотора” – это еще 43 дилера. Кроме того, “СОК” планирует открыть до 14 новых автоцентров в городах-миллионниках за два года. У всех дилеров ижевской KIA Spectra будет представлена вся линейка автомобилей KIA. KIA Motors будет контролировать продажи, раньше представительство KIA в Европе было одно – в Варшаве, а теперь и в России. Усиление связано с тем, что KIA Motors поставила цель продать в 2008 г. 100 000 автомобилей в России, включая машины российской сборки.