КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Охота к перемене мест


Российский выездной туризм растет настолько равномерно, что создается впечатление, что никакие природные и политические события на него не влияют. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2003 г. с туристическими целями из России выезжало 5,7 млн человек – на 14% больше, чем в 2002 г. В прошлом году рост составил уже 16% – туристический поток достиг 6,6 млн человек. “Мне кажется, если не будет каких-то глобальных катаклизмов, тенденция роста туристического потока сохранится. В новом сезоне рост составит не меньше 10–15%”, — говорит президент РСТ Сергей Шпилько.

По его мнению лидерами спроса в в этом году останутся Турция (в 2004 г. ее посетило около 1,5 млн россиян) и Египет (около 600 000). Генеральный представитель компании “Дип тур” в России Имран Назаров считает, что в этом году конкуренцию Турции может составить Египет, потому что, в отличие от египетских, владельцы турецких отелей подняли цены на проживание на 10–15%, объясняя это падением курса местной валюты.

“Повышение цен на проживание в Турции связано с расширением списка услуг, предлагаемых гостиницами, – возражает PR-директор “Тез тур” Софья Соболева. – Несколько лет назад практически все отели работали на полупансионе, однако теперь вы таких не найдете – все предлагают all-inclusive”.

С Турцией в этом году смогут конкурировать по популярности не только Египет, но и более дорогие страны Европы. “Скоро разница между отдыхом в Турции и других европейских странах станет незначительной”, – настаивает представитель “Натали-турс” Татьяна Чувилкина. По ее словам, скачок цен на европейские направления произошел два года назад, в то время как популярная у россиян Турция повышает цены ежегодно. “Италия, Испания, Чехия, Австрия, Франция, Финляндия в прошлом году показали высокую динамику приема туристов”, – соглашается Шпилько из РСТ. По оценке Чувилкиной, в этом году рост турпотока в европейские страны составит 10–15%.

Участники туристического рынка отмечают, что в последние 2–3 года предпочтения покупателей путевок все больше поляризуются: российские туристы выбирают либо очень дешевые, либо самые дорогие туры. “Если в начале 2000-х гг. дорогие туры занимали порядка 3–5% общего турпотока, то теперь их доля выросла до 15%”, – говорит гендиректор “Инны-тур” Дмитрий Горин. “Сейчас элитный отдых из чисто пляжного превратился в познавательно-спортивный”, – говорит менеджер московской компании, специализирующейся на VIP-турах. По-прежнему останутся популярны экзотические острова – Маврикий, Сейшелы, Ямайка, европейские горнолыжные курорты и “спецтуры по интересам” – например, сафари и океанская рыбалка.

В новом сезоне многие операторы намерены расширить сферу своей деятельности и освоить новые направления. “Любая туристическая компания должна обновлять ассортимент раз в два года. В этом году мы выходим на Тунис. Он, как и наши основные направления – Египет и Турция, безвизовый и долларовый”, – говорит Назаров из “Дип тур”. С 30 апреля “Тез тур” начинает летнюю программу по континентальной Испании (раньше основным оператором этого направления считалась “Натали-турс”), в планах компании еженедельно отправлять из Москвы три авиарейса – это больше 600 туристов. “Им предстоит серьезная конкуренция, мы первые вышли на этот рынок, где сейчас занимаем более 50%.”, – говорит Чувилкина. Сама “Натали-турс” с апреля начинает возить туристов на анталийское побережье Турции, куда планирует отправлять по 1400 человек в неделю.

Участники рынка также прогнозируют в этом сезоне возрождение интереса россиян к Кипру. Ввод визового режима с 1 января 2004 г. отпугнул значительное количество туристов. “Постепенно люди поняли, что получение кипрской визы не связано с проблемами и занимает всего один день. Турпоток на это направление восстановится и вырастет [в этом году] на 20%”, – прогнозирует Горин из “Инны-тур”.