Нажать на тормоза


Закон об общих принципах организации местного самоуправления был принят Думой в сентябре 2003 г. Он предусматривает увеличение числа муниципальных образований в России втрое (до 36 000) за счет новой нарезки границ поселений, причем у каждого из них должны быть собственный представительный орган и бюджет. Новации помимо прочего потребуют увеличения числа местных чиновников и серьезной реформы межбюджетных отношений, объясняет директор департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов. Это в свое время побудило депутатов сдвинуть срок вступления закона в силу с 1 января 2005 г. на год вперед.

Теперь притормозить реформу Козака предлагает председатель Счетной палаты. Выступая вчера на коллегии Ассоциации контрольно-счетных органов субъектов Федерации, он “предложил подумать”, как сделать, чтобы этот закон в качестве эксперимента вступил в силу только в 10–15 регионах, передает “Прайм-ТАСС”. Степашин тревожится, что не все регионы будут готовы к изменению межбюджетных отношений, которые являются “одной из самых важных и острых тем”. По закону 36 000 органов местного самоуправления должны получить до 40% средств консолидированного бюджета России. Но по оперативным данным Счетной палаты, во многих регионах далеко не все готово к таким переменам, пояснил Степашин.

Источник в аппарате Степашина напоминает, что прошлым летом палата по тем же причинам предлагала правительству и администрации президента отложить перевод натуральных льгот в денежную форму. Кроме того, Степашин в своих выступлениях не раз предупреждал, что контроль за расходованием бюджетных средств на местах после вступления в действие закона ослабеет, поскольку контрольно-счетные органы пока созданы только менее чем в 100 муниципалитетах. “Вряд ли к концу года ситуация кардинально улучшится”, – сетует чиновник.

Идеолог муниципальной реформы совершенно не согласен с критикой Степашина. “Там, где продвинутые руководители, реформа будет идти хорошо, а там, где нет, – станет буксовать независимо от сроков”, передал Козак “Ведомостям” через своего пресс-секретаря. По мнению полпреда, “если откладывать преобразования, рисуя в воображении страшилки, вместо того чтобы доверить людям самим участвовать в жизни своего города или поселка, это обернется стагнацией в экономическом развитии страны”.

Региональные финансисты, помня о массовых протестах против монетизации льгот этой зимой, готовы согласиться со Степашиным. У таких сложных законов должен быть двух-трехлетний переходный период, уверен председатель финансово-бюджетной комиссии Московской городской думы Игорь Антонов. Осторожный подход к внедрению закона о местном самоуправлении был бы оправдан, особенно в мегаполисах, считает председатель бюджетно-финансового комитета петербургского Законодательного собрания Владимир Барканов.

В большинстве российских городов проблемы с переходом на новые межбюджетные отношения неизбежны, предсказывают опрошенные “Ведомостями” эксперты. “Предстоит гигантский объем работы: в муниципальных образованиях надо создавать новые службы для предоставления бюджетных услуг, нормативную базу для их работы. Если начнутся сбои, будет не легче, чем с монетизацией”, – считает Александр Андряков из Экономической экспертной группы. По мнению директора Института экономики города Надежды Косаревой, кадровая ситуация на местах серьезно осложнится: “Количество чиновников увеличивается вдвое-втрое – а где взять столько профессионалов сразу? Придется довольствоваться низкой квалификацией служащих”. Силуанов из Минфина признает проблему, но отмечет, что Академия госслужбы и Финансовая академия в преддверии реформы намерены активно обучать муниципальных чиновников. Кроме того, реформа потребует ресурсов для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

По оценкам чиновника, объем финансовой помощи муниципальным образованиям со стороны субъектов Федерации с нынешних 280 млрд руб. в год возрастет на 10–15%. Однако подготовка к реформе уже идет полным ходом. И если отложить закон еще на год, “мы можем получить не улучшение результатов, а лишь потерю темпов”, отмечает Силуанов. По его словам, в Минфине считают, что закон должен заработать в установленные сроки.