О стабильности в еврозоне можно забыть


В прошлом году более половины стран зоны евро превысили установленную планку дефицита, при этом с Германией и Францией это происходит третий год подряд. Тем не менее в ноябре 2003 г. министры финансов ЕС освободили эти страны от выплаты штрафов за превышение 3%-ного лимита. Речь шла о выплатах в размере до 12 млрд евро ($14,76 млрд). Правда, в июле 2004 г. Европейский суд признал это решение незаконным, но к тому времени еврочиновники задумались о пересмотре самих положений пакта.

В воскресенье министры финансов 12 европейских стран договорились смягчить эти нормы. Если их предложения сегодня одобрит саммит глав государств ЕС, то нарушители смогут избежать санкций за слишком большой дефицит, сославшись на “уважительные” госрасходы.

Например, для Германии ими могут стать траты на “объединение Европы”, ведь интеграция Восточной Германии обходится немцам почти в 4% годового ВВП. Франция сможет списывать военные расходы на “укрепление международной солидарности” (дефицит бюджета в 2004 г. – 3,7%). Италия сможет не так жестко контролировать свой госдолг в 105% ВВП.

Инвесторы и эксперты негативно оценили эти предложения. Котировки европейских облигаций после первых сообщений о договоренности чиновников упали. А их доходность будет расти, поскольку правительства стран еврозоны будут наращивать эмиссию для покрытия дефицита. Экономисты Barclays Capital подсчитали, что его рост на 1 процентный пункт в среднем по еврозоне приведет к повышению доходности по гособлигациям на 0,1–0,2 процентного пункта. Скорее всего, вырастут и процентные ставки – это дали понять представители Европейского центробанка. ЦБ “очень озабочен” возможными послаблениями в бюджетной сфере, говорится в заявлении ЕЦБ. Президент немецкой ассоциации экспортеров Антон Бернер посетовал, что из-за действий еврочиновников “нашим детям и внукам придется платить за неспособность политиков заботиться о деньгах, которые им были доверены”. Представители Budesbank заявили, что правила пакта могут стать более запутанными и менее прозрачными”. А экономист Morgan Stanley Иоахим Фелс недоволен тем, что “бюджетная политика станет еще менее строгой, особенно в Германии и Италии, где предстоят выборы”.

В начале 2004 г., когда появились первые планы смягчить пакт, депутат Европарламента Александер Радван возмущался тем, что еврочиновники “прогнулись под давлением Германии и Франции”, – на них приходится около 60% совокупного ВВП еврозоны. Но ведущий экономист ING Finacial Markets Марк Клифф убежден, что подвоха в планах чиновников нет. Предложения министров финансов, по его мнению, “по сути отразили существующую бюджетную политику”. (Использована информация WSJ, DJ.)