“ОГО” пришла в Сибирь


На прошлой неделе была завершена сделка по приобретению торговым домом “ОГО-Продукты”, входящим в группу “ОГО”, 19,5% акций НХП, сообщил “Ведомостям” гендиректор НХП Сергей Яухман. Решение о продаже части компании Яухман объясняет желанием получить “сильного партнера”: “ОГО” – одна из самых стабильных и давно работающих на зерновом рынке компаний, нам интересно развиваться вместе”. Впрочем, партнер может стать и мажоритарным акционером. По словам Яухмана, условия сделки предусматривают возможность до конца 2005 г. увеличения пакета “ОГО” в НХП до контрольного. Гендиректор и совладелец “ОГО” Илья Карпов подтвердил “Ведомостям”, что группа приобрела 19,5% акций “Новосибирскхлебопродукта”, но комментировать переговоры об увеличении пакета отказался. По его словам, “ОГО” сейчас также ведет переговоры о покупке пяти элеваторов на юге России. Сумму сделки стороны не разглашают.

Председатель совета директоров Сибирского аграрного холдинга Павел Скурихин оценивает контрольный пакет НХП в сумму не более $7 млн, а стоимость 19,5% акций – не больше $1–2 млн. Он также считает, что “ОГО” намерена установить полный контроль над НХП, а состоявшуюся сделку называет “авансовым платежом перед большой покупкой”. Скурихин считает, что основная стоимость НХП складывается из трех его активов – Чикского элеватора, “Татарскзернопродукта” и Новосибирского комбината хлебопродуктов. “Остальные активы особой ценности не представляют”, – говорит Скурихин. В $7–10 млн оценил НХП и гендиректор компании “Югтранзитсервис” Кирилл Подольский. За пять элеваторов на юге России, по словам Подольского, “ОГО” придется заплатить еще до $15 млн.

В инвестиционной компании “ФИНАМ” затраты “ОГО” оценили намного выше. По словам главного аналитика инвесткомпании Аллы Одинцовой, 19,5% акций НХП могут стоить $6 млн, контрольный пакет – не меньше $30 млн. “По нашему мнению, покупка активов, до сих пор не решивших вопросы модернизации, может свидетельствовать о том, что другие пути для входа в сибирский регион для “ОГО” просто отсутствуют. Процессы слияний и поглощений на зерновом рынке активизировались. Сейчас идет жесткая борьба за увеличение рыночной доли и улучшение позиций ведущих игроков на рынке”, – говорит Одинцова. “У НХП по области широкая сеть элеваторов и ХПП, что удобно для закупок зерна”, – объясняет коммерческий директор компании Дмитрий Трофимов, до этого возглавлявший новосибирский филиал ТД “ОГО-Продукты”. Представитель новых акционеров НХП говорит о планах закупки в Новосибирской области 500 000–600 000 т зерна, что, по его словам, “в разы больше, чем удавалось покупать филиалу “ОГО-Продуктов”. Основная часть зерна компания намерена экспортировать в Китай и Монголию. “Китай очень непредсказуемо ведет себя на рынке, он закупает зерно не постоянно, а изредка и большими объемами”, – говорит Подольский. Основными поставщиками зерна в Китай являются Австралия и Канада и “ОГО” будет очень сложно бороться за поставку больших объемов зерна в эту страну, считает Подольский.