Полная либерализация


Замгендиректора ТМК Сергей Папин напоминает, что рано или поздно либерализации не избежать. “Когда Россия все-таки вступит в ВТО, потребители станут покупать сырье по мировым ценам и уже не будет особой разницы – покупать газ в России или в Норвегии”, – констатирует он. Ценовая либерализация должна происходить постепенно и быть увязана с реструктуризацией самого “Газпрома”, уверен Кутовой. С этим соглашается представитель РАО “ЕЭС России” Марита Нагога: “Газпром” – это монополия, и его цены подлежат госрегулированию”.

Вчера предправления “Газпрома” Алексей Миллер предложил с 2006 г. отказаться от регулирования цен на газ для промышленности (около 70% всего потребления газа в России). Фиксированные цены монополия готова сохранить для ЖКХ, бюджетников и населения. “Это решение надо когда-то принимать”, – объяснил Миллер “Ведомостям”.

Сейчас цены на газ на внутреннем рынке регулирует Федеральная тарифная служба (ФТС). Для промышленности в 2004 г. средняя оптовая цена газа равнялась $36 за 1000 куб. м. Но по этой цене “Газпром” продает только часть газа, какую – решает он сам. Остальное потребители покупают по коммерческим расценкам – по оценкам экспертов, в полтора раза дороже.

“Газпром” предлагает определять цену на газ в ходе биржевых торгов (так цена устанавливается на рынках Великобритании и Германии). “Мы уже проработали механизм создания такой биржи и собираемся вскоре обнародовать его”, – пообещал Миллер “Ведомостям”. Он обещает вынести вопрос на заседание правительства и “очень рассчитывает” на положительное решение. Свои предложения “Газпром” отправил премьеру Михаилу Фрадкову. “У меня состоялся с ним и личный разговор, – говорит Миллер. – Мы обменялись мнениями относительно ситуации в газовой отрасли и в энергетическом балансе страны. Михаил Ефимович понимает, что надо рассматривать этот вопрос”. Узнать мнение Фрадкова “Ведомостям” не удалось.

Если план Миллера будет приведен в исполнение, цены на газ разом взлетят раза в полтора, убежден советник Стальной группы “Мечел” по естественным монополиям, бывший глава Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой. “Газпром” даже разговаривать ни с кем не будет, – уверен он. – Просто установит цену, исходя исключительно из собственных потребностей”. Резкий рост цен на газ вынудит повышать цены другие отрасли. “Все покатится по длинной цепочке [потребителей], никто, кроме “Газпрома”, от этого не выиграет”, – уверен Кутовой. Средняя цена газа в случае либерализации достигнет минимум $50, подсчитал по просьбе “Ведомостей” один из экономистов. Главный экономист “Тройки Диалог“ Евгений Гавриленков думает, что резкий скачок цен на газ негативно отразится на экономике. “Вырастут и тарифы на электричество и транспорт – и дальше по цепочке, и мы получим инфляцию минимум 20%, – говорит он, – А это несовместимо с целью снижения инфляции и удержания в пределах 10%, которую ставит себе правительство”.

Предложения “Газпрома” не будут приняты, успокаивают чиновники промышленников. Такой вариант перехода на рыночные цены “Газпром” предлагал еще в 2001 г., вспоминает замминистра экономразвития Андрей Шаронов. От этой идеи отказались, так как эта мера могла поставить на грань банкротства отрасли с высокой долей газа в себестоимости – производство цемента, химию, производство удобрений, электроэнергетику. Этот вариант неприемлем и сейчас, говорит он. При повышении цен на газ необязательно вся дополнительная выручка должна доставаться “Газпрому”, говорит Шаронов. Ни один из документов, утвержденных правительством, не предусматривает либерализации цен на газ, говорит чиновник Белого дома. “Мы даже убедили ЕС в ненужности такой меры на переговорах по ВТО”, – отмечает он.

Идти на такой шаг рискованно без реформирования “Газпрома”, продолжает чиновник администрации президента. Он убежден, что предложение “Газпрома” – не что иное, как торговля за тарифы на следующий год. Чиновник Минэкономразвития отмечает, что монополия настаивает на росте цен в 20–23% в 2006–2007 гг., а министерство предлагало лишь 11%. Чиновник Белого дома добавляет, что на заседании правительства, где рассматривалась инвестпрограмма “Газпрома”, предложение монополии о повышении тарифов на газ в 2006 г. на 20% не прошло.