Сдать все в концессию


Российская инфраструктура – автодороги, коммунальное хозяйство, электрические сети – стремительно ветшает. У хозяина – государства денег на модернизацию нет, а привлечь частных инвесторов чиновники не могут, поскольку инфраструктуру запрещено приватизировать. Помочь горю мог бы распространенный в мире механизм концессий, позволяющий предпринимателям эксплуатировать госимущество. По оценке Всемирного банка, в 1990-х гг. концессионеры реализовали в развивающихся странах более 600 транспортных проектов на $125 млрд. А французская Suez управляет концессионными проектами в сфере ЖКХ на $30 млрд, говорит президент Национального центра по организации государственно-частного партнерства Александр Баженов. Но в России концессии пока вне закона.

Сдвинуть дело с мертвой точки решил министр экономического развития Герман Греф. Его ведомство написало поправки к закону о концессиях, принятому Думой в первом чтении девять лет назад. Документ, копия которого есть в распоряжении “Ведомостей”, направлен “на рецензию” в Госдуму, рассказывает источник в Минэкономразвития. Греф надеется, что депутаты примут закон до летних каникул, а первые концессии появятся в России еще до конца года.

Минэкономразвития готово раздать инвесторам-концессионерам почти всю госсобственность, которую нельзя приватизировать, в том числе автодороги, трубопроводы, аэродромы, электростанции и электросети, железнодорожный и городской транспорт, порты, объекты коммунального хозяйства.

Концессионеров, которые возьмутся модернизировать или построить не подлежащий приватизации объект, будут отбирать на конкурсе. По законопроекту он может быть закрытым лишь в том случае, если объект связан с гостайной. С победителями государство подпишет концессионный договор на срок от семи до 99 лет. Расторгнуть его досрочно можно будет только через суд.

Без концессий в ЖКХ и транспортную инфраструктуру деньги просто не привлечешь, объясняет замминистра экономического развития Андрей Шаронов. А поскольку инвестор придет только на условиях возврата вложений, государство будет вынуждено вводить рыночные отношения в эти секторы, что подстегнет их развитие, добавляет чиновник.

“Объекты в хорошем состоянии инвестору, конечно, не предложат”, – предупреждает директор Института экономики города Надежда Косарева, участвовавшая в разработке закона.

Бизнесменов это не отпугивает. Например, группа “Промышленные инвесторы” хотела бы переоформить в концессию государственные ледоколы Дальневосточного морского пароходства и причальную стенку Махачкалинского торгового порта (сейчас компания их арендует). Концессии “проще и логичнее” для защиты инвестиций, поясняет представитель группы Олег Румянцев. “Дочка” французской VeoliaWater тоже предпочла бы концессию аренде водоканалов в нескольких городах Центральной России, говорит гендиректор фирмы Андрей Капустин. “Комплексные энергетические системы” (“дочка” “СУАЛа”), арендующие на Урале объекты коммунальной энергетики, были бы не прочь взять в концессию и более серьезные энергетические объекты, сказал вице-президент КЭС Михаил Матыцин. А директор департамента Минтранса Олег Шахов уверяет, что несколько французских, испанских и японских концессионеров готовы участвовать в строительстве платной автодороги Москва – Петербург общей стоимостью 180 млрд руб. (проект должен стартовать в 2007 г.). Названия компаний чиновник не раскрывает.

Эксперты считают законопроект небезупречным. Обязательства государства перед концессионером в проекте прописаны слабо, отмечает Баженов. Документ позволяет признать победителем конкурса одного участника, а это чревато тем, что местные власти будут подыгрывать “своим” инвесторам, опасается президент Института энергетической политики Владимир Милов. К тому же концессии – не панацея, которая сразу утолит инвестиционный голод российской экономики, напоминает Шаронов из Минэкономразвития: “Стабильность условий, четкость правоприменения, действия правоохранительных органов тоже очень важны”. “Легализация” концессий – “это лишь маленький шажок, следовало бы принять еще и закон о доверительном управлении имуществом”, добавляет председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский.