Дело табак


Тильда Суинтон в роли мстительного архангела Гавриила, любимец братьев Коэн Питер Стормаре, довольно забавно сыгравший хихикающего Люцифера, и, безусловно, Киану Ривз являются несомненными достоинствами фильма. Как и работа оператора – красивые виды сверху и снизу, крупный план дымящейся сигары в самом начале картины, когда речь идет о том, чем, собственно, занимается главный герой, а основные события еще не начали разворачиваться.

Героя Ривза зовут обычным именем Джон, а Константин – это его фамилия. Периодически он представляется: “Меня зовут Константин. Джон Константин”, примеряя на себя роль Джеймса Бонда потустороннего мира. Детектив, оккультист, экзорцист, он работает в системе исполнения наказаний – находит, обезвреживает и отправляет в ад демонов-полукровок, способных нарушить хрупкий баланс между адом и раем. В аду Джон уже побывал – это легко сделать, опустив ноги в тазик с водой и пристально глядя в глаза кошке. Преисподняя охвачена оранжевым огнем, там стоят разбитые машины и бродят на четвереньках в прямом смысле безмозглые существа – у них отсутствует верхняя половина черепа. В это малоприятное место должны отправиться милая девушка Изабел (Рэчел Вейс), покончившая с собой в психиатрической клинике, и ее сестра-близнец, детектив Анджела (тоже Рэчел Вейс) обращается за помощью к Джону, чтобы уберечь ревностную католичку от ада.

Если бы Константин и впрямь был повелителем тьмы, он бы легко справился с поставленной задачей, но в оригинальном названии фильма нет подобного определения главного героя. Джон Константин – такой же повелитель тьмы, как комедийная Эльвира – ее властительница. Герой Ривза использует простейшие методы обращения с нечистью – читает вслух Библию и разбрызгивает святую воду. Странно, что обходится без связки чеснока.

Хороший старт, взятый режиссером в начале фильма, ни к чему не приводит. Сюжет не развивается, начинаются малопонятные беседы о сыне дьявола Мамоне, избравшем Изабел своим медиумом, новые герои появляются и пропадают, практически ничего не сделав, а скрашивают неразбериху лишь явления Тильды Суинтон с мохнатыми серыми крыльями и Стормаре-Люцифера, одетого в белый костюм и смутно напоминающего Бориса Моисеева.

Люцифер испачкает белые рукава, выгребая из легких Константина тягучие никотиновые смолы, – много курившему оккультисту оставалось жить всего месяц, и он планировал оказаться в раю, но благодаря вмешательству настоящего повелителя тьмы Джон проживет еще одну жизнь, что, естественно, дает возможность снять о ней сиквел.

В фильме “Константин” ясной кажется лишь одна идея: курить вредно. На кашляющего Джона печально смотрит врач, помахивая жутким рентгеновским снимком, и Гавриил проявляет солидарность с Люцифером, неодобрительно бросая: “Ты умрешь молодым лишь оттого, что с детства куришь по 30 сигарет в день!” Возможно, в роли Константина был бы органичнее планировавшийся Николас Кейдж – у него отлично получаются страдающие зависимостями, но и Ривз очень позитивен в финале, когда вместо сигареты лихо забрасывает в рот жевательную резинку и иронически смотрит вдаль. Еще бегать по утрам начнет, чеснока купит – и никакие черти-дьяволы не страшны.