Эффект бабочки


Из всей галереи созданных Пуччини женских образов сам композитор отдавал предпочтение именно “девушке с Востока”. Премьера 1904 г. в Ла Скала провалилась. Но за столетие успешной сценической жизни Чио-Чио-сан сторицей вознаградила своего создателя. Японская опера по-итальянски привлекает публику, певцов и современных режиссеров. Скоро Большой театр выпустит “Мадам Баттерфлай” в постановке Роберта Уилсона. Мариинский театр успел, как всегда, раньше. Но тоже не стал делать оригинальную продукцию, а выбрал спектакль режиссера Мариуша Трелинского и сценографа Бориса Кудлички.

“Мадам Баттерфлай” из варшавского Большого театра стал для Мариуша Трелинского оперным дебютом и одновременно пропуском в высший оперный свет. Покорив своей красотой Пласидо Доминго, польская постановка оказалась на американских подмостках, а теперь, после курса адаптации, поселилась в Санкт-Петербурге.

Декорации спектакля лаконичны и сохраняют ту меру символизма, которая традиционно присуща японской эстетике: лодки плавают, а домики служат жилищем. Но особого упоминания заслуживает игра цвета. При крайне ограниченном спектре Трелинскому не раз удается достичь впечатляющих эффектов. Так, для обозначения конфликтного сочетания центральной пары героев – Баттерфлай и Пинкертона – оказалось достаточным ввести в “алую” сцену появления невесты белый китель жениха.

Но в непрерывном развитии музыкального действия “Мадам Баттерфлай” смысловые акценты расставил все-таки оркестр под управлением Валерия Гергиева. На фоне приглушенной недосказанности восточных красок особенно удачно прозвучали экстатические мотивы любви, чем-то близкие Вагнеру – родному для Мариинки композитору. Атмосфера для ансамбля солистов была создана самая благоприятная. Но именно в образах героев более всего сказалась культурная дистанция. Насколько органична была Татьяна Бородина (Чио-Чио-сан) в традиционных драматических ситуациях, настолько скована в ориентальном окружении.

Конечно, требовать полного погружения в восточную эстетику ко дню премьеры – это слишком. Но для его достижения в нынешней “Мадам Баттерфлай” есть все основания.