Пора продавать памятники


Российскими памятниками распоряжаются федеральные или региональные органы власти. Регионы могут продавать частным компаниям некоторые объекты культурного наследия. Приватизировать федеральные памятники запрещено. Но из бюджета они финансируются “неэффективно”, посетовал вчера Путин на заседании президиума Госсовета в Костроме. Региональные же чиновники по закону не могут дать на содержание этих памятников ни рубля, напомнил президент. При этом Росимущество трепетно относится к федеральной собственности. Прошлой осенью тогдашний замруководителя агентства Дмитрий Аратский говорил, что его ведомство через суды добивается возвращения во владение центра около 1000 памятников архитектуры – их записало как свои активы правительство Москвы.

В хорошем состоянии находится меньше трети памятников культуры, констатировал президент. Костромской губернатор Виктор Шершунов, возглавляющий рабочую группу Госсовета по сохранению историко-культурного наследия, уточнил эти данные: по его словам, “состояние большинства [зданий-памятников] близко к критическому”. Без привлечения частных инвестиций “здесь не обойтись”, сделал вывод Путин. Он предложил чиновникам подумать над отменой моратория на приватизацию объектов культурного наследия. В федеральной собственности должны остаться только “наиболее важные” объекты культуры, а остальные надо отдавать частным инвесторам или регионам, предложил Шершунов. Кроме того, сказал он, памятники надо вовлекать в “гражданский оборот”, например использовать “под жилье или офис”, при “обязательном сохранении архитектурной концепции”.

Распорядители памятников от этой перспективы не в восторге. Недвижимость можно не продавать, а, например, сдавать в аренду, заметил директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Зарубежная практика размещения “маленьких отелей” в исторических зданиях ему совсем не нравится. Председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева добавила, что “приватизация даст одноразовый эффект, а состояние памятников культуры должно поддерживаться на регулярной основе”. Недовольных взялся успокаивать мэр Москвы Юрий Лужков. Государство в состоянии финансировать памятники на 10% от “реальных потребностей”, напомнил он, а нынешнее отношение к объектам культуры назвал “большевизмом”. По словам мэра, его конфликт с федеральными властями из-за памятников исчерпан. К тому же при приватизации новый собственник памятника обязан гарантировать его сохранение и качественную реставрацию, а государство сможет вернуть в свою собственность те объекты, где эти условия не выполняются, уверяет источник в президиуме Госсовета.

Эксперты убеждены, что покупатели на памятники найдутся даже с учетом всех обременений: как правило, они расположены по “красной линии” улиц и имеют огороженную территорию. “Банки и крупные компании обычно интересуются такими домами как корпоративными резиденциями”, – напоминает руководитель департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood Михаил Гец. Да и перспектива иметь частный особняк в центре Москвы может быть интересна многим состоятельным клиентам, считает он. Стоимость дома-памятника площадью 1000–1500 кв. м он оценил примерно в $10 млн.