Прибыльная мебель


По данным отчета “Шатуры” за IV квартал 2004 г., среди акционеров компании появилась фирма Inglenook Trading Limited, которой принадлежало 5,42% акций. Но основной акционер компании – гендиректор “Шатуры” Валентин Зверев утверждает, что не знаком с новыми акционерами и не знает, каковы их цели.

“Скорее всего, кто-то решил заработать на росте компании. Мы рассчитываем увидеть представителей Inglenook раньше годового собрания акционеров, которое намечено на июль”, – говорит Зверев.

Как стало известно “Ведомостям” от начальника управления “УралСиб Капитала” Марка Темкина, брокером, помогающим Inglenook Trading приобретать акции “Шатуры”, является его компания. По словам Темкина, Inglenook представляет интересы нескольких западных инвестфондов, назвать которые он отказался. “УралСиб Капитал” скупает акции мебельщиков, торгующиеся во внесписочном составе РТС, пояснил он. На РТС акции “Шатуры” поставляют мелкие брокеры, которые выкупают бумаги у физических лиц. Сейчас пакет акций “Шатуры”, принадлежащий Inglenook, составляет уже больше 8%. Связаться с представителями этого фонда “Ведомостям” не удалось.

Котировки акций “Шатуры” в РТС сейчас не превышают $115 за акцию, и пакет в 8% акций (уставный капитал поделен на 1,024 млн акций) может стоить около $9 млн. Темкин согласен, что это очень невысокая стоимость. По оценке аналитиков “УралСиба”, справедливая цена бумаг соответствует $160 за акцию. “Шатура” не просто производственная компания, но и крупный ритейлор, который живо интересует инвесторов”, – объясняет Темкин.

“Шатура” уже пыталась самостоятельно найти западных стратегических партнеров. Осенью 2003 г. компания объявила о намерении привлечь до $25 млн, продав менее 20% уставного капитала западному инвестфонду. Для продажи инвестору предназначались акции допэмиссии, стоимость которых “Шатура” определила в размере $192 за акцию. Был даже утвержден список потенциальных инвесторов, в который вошли ЕБРР, IFC, Всемирный банк, Сбербанк, ABN Amro, BMT Investment Ltd, Brunswick, Citigroup CVC International, Fleming Family Funds, Templeton Asset Management Ltd, The US Russia Investment Fund. Руководители “Шатуры” называли наиболее вероятными покупателями ЕБРР и инвестфонд Templeton.

Но летом 2004 г. переговоры с ЕБРР были приостановлены. А затем “Шатура” отменила и допэмиссию, признав, что западные фонды считают назначенную цену сильно завышенной. Гендиректор мебельной компании Валентин Зверев объясняет, что “ожидания “Шатуры” и ожидания инвесторов пока не совпали”. В прошлом году “Шатура” не выполнила собственных планов по выручке: продажи выросли всего на 5%, хотя был намечен рост на 20%. А чистая прибыль вовсе сократилась на 25% по сравнению с 2003 г. до 197 млн руб. В этих условиях сложно было доказать инвесторам, что компания стоит почти $200 млн (исходя из стоимости одной акции $192). Аналитик UFG Алексей Кривошапко оценивал ее тогда всего в $115–120 млн.

Западные инвестфонды нашли возможность приобрести акции “Шатуры” по менее высокой цене, считают аналитики. В то же время они подчеркивают, что скупка акций на вторичном рынке и продажа пакета финансовому инвестору принципиально разные вещи. “Мы не покупаем акции на бирже, это нам не интересно. Только при покупке доли у акционеров можно договориться об определенных условиях участия в капитале компании”, – говорит пресс-секретарь ЕБРР Ричард Уолесс. С ним согласен Кривошапко. “Хотя стоимость на бирже дает какой-то ориентир, – добавляет аналитик. – Зачем инвесторам покупать акции за $200, если можно купить за $100”.